История Заны, «снежной женщины», в конце XIX века пойманной охотниками на Кавказе, удерживаемой до самой смерти годами в неволе и рожавшей поневоле детей от обычных мужчин, до сих пор считается сенсацией. Не только российской – мировой. И легенда эта, судя по последним данным ученых, опиралась на реальные события.
А недавно выяснилось: история, похожая на историю Заны (только наоборот), произошла и в наших краях недалеко от села Чумай почти в то же самое время! Об этом рассказали «Кузбассу» Григорий Масальский, учитель чумайской школы на пенсии, Светлана Ткачева, сотрудник соцзащиты, и Анатолий Кулемзин, профессор Кемеровского института культуры.
– Сам я не был свидетелем тех событий, я тогда даже еще не родился, – говорил мне при встрече каждый. – Но мои старшие родственники в родном Чумае рассказывали об этом не раз…
Гора Черничная
По Чумаю – старинной деревне Чебулинского района, построенной первопоселенцами с любовью, широко, – ветер бежит легко, по-весеннему. Улицы-горки низки. Снег подсел от близости теплого неба. И лица бабушек, дедушек, которых я обхожу, собирая рассыпавшуюся по избам легенду про человека+йети, как флюгеры, поворачиваются в одну и ту же сторону. К горе Черничной, за спящей пока снежной рекой Кией.
– Придет лето, люди снова пойдут за черникой… И опять будет звучать наказ не забираться далеко в гору, там опасно, там однажды ТАКОЕ случилось!
О том, что именно случилось, больше всех деталей хранит цепкая учительская память 76-летнего Григория Степановича:
— Я слышал эту историю от отца, а он ее – от своего отца Ивана. Дед был надежным человеком, говорил только правду. Он из рода ссыльных, до Октябрьской революции был у «политических» в Сибири одним из связных. До Иркутска по тайге с заданием за неделю на лошади из Чумая добирался, передавал сведения и, получая обратные, как всегда, только устные письма, отправлялся назад… Так что он перед революцией пропадал в тайге. Считался лучшим таежником и охотником. И жалел, что вот то удивительное происшествие случилось без него.
Началось же оно за пару лет до революции. Чумайские женщины пошли на Черничную за ягодой. И к вечеру одной недосчитались.
Конечно, ее искали. Деревня снарядила охотников с ружьями, собаками. Кричали, звали, стреляли. Гора молчала. И всё. Село решило, что пропавшую женщину задрал медведь.
Прошло больше года… И к мужикам, заготавливавшим лес для стройки (вот только я не знаю, на Кии это было или рядом на притоке), вышла вдруг женщина та. Кожа да кости, чуть жива. В лохмотьях. Она рассказала: на Черничной ее схватил, унес человек-медведь, покрыт шерстью, ходит на двух ногах.
В наши дни его назвали бы йети! Особенно с 2008-го, когда ученые отметили на карте мира Кузбасс (в первую очередь – наш таежный юг) как место миграций, следов йети, собрав с тех пор немало критики и немало настоящих «вещдоков».
– А место, где лес готовили, было одним из временных… Так в то время алчедатские, усть-сертинские, чумайские делали. Как нужно было снова строиться кому, собирали бригаду, отправлялись по реке – валить деревья, готовить сплав. Река главной дорогой была, – продолжает Григорий Степанович. – Мужики и договорились с женщиной, которая была в плену у дикого человека, что закончат работу к вечеру, пусть она тогда и подходит. Она успела, пришла. И ее на плоту забрали, уплыли с нею в село. А зверь-человек ее не сразу хватился. Дошел по следу до реки, понял, что нет ее. Вернулся в пещеру и ребенка их того… убил.
– А как в селе узнали, что было, что родилось дитя у женщины и йети?
– Она, как до дома дошла, доползла (ее на берегу высадили), рассказала, где человек-медведь ее удерживал. Собрались охотники, добрались до того места, убитого ребенка увидали. Ребенок был маленьким, не ходил еще. На человека полностью не похож. И человек это был, и не человек.
Ребенка они похоронили там же.
Потом выследили, дождались хозяина пещеры, убили.
…А что стало дальше с женщиной из Чумая, оказавшейся в плену у йети и ставшей его женой?
Профессор Кулемзин помнит продолжение этой истории:
– Татьяна Носенко, мама мо-его друга детства, в начале
1950-х рассказывала об этом. Только без подробностей. Пропала женщина на Черничной. А вернулась через много времени, сказала, что ее удерживал человек-медведь… Она была истощена, тяжело больна. Через пару дней в село приехал участковый. Закрывшись с ней в палате (медпункта. – Авт.), о чем-то долго беседовал. Медсестра пыталась подслушать. Но слышно было плохо. Единственное, что она смогла разобрать, – вопрос о похитителе: «Что он говорил? На каком языке он говорил? Он вообще-то умел разговаривать?»
На следующий день участковый увез ту женщину в больницу. В село она больше не вернулась.
– А по Чумаю прошел слух, что она была беременна и умерла вскоре в больнице, – рассказал профессор.
– Вполне возможно, что случай этот был на самом деле, – подтвердил Игорь Бурцев, кандидат исторических наук, ученый-гоминолог из Москвы, директор Международного центра гоминологии, куда стекаются сигналы по поводу йети со всего мира. – Похожие истории были… Одна, например, даже задокументирована в США в конце XIX века. Там йети так же утащил женщину, так же был с нею в отношениях. А как стало подходить время ей рожать, она заболела, уговорила отпустить ее родить к людям. Йети отвел, залепив ей глаза, чтобы не знала дорогу и не смогла бы никому показать. Ребенка она родила, но малыш тот не выжил…
Случаи, происходившие сто с лишним лет назад, показывают: люди и йети были агрессивны друг к другу. Люди не понимали, кто такие йети… Позже эволюция отношений человека и йети перешла на нейтральную ступень. А в последние годы отношения становятся всё дружелюбнее. Только в США за 15 лет зафиксировано уже больше 50 тысяч сообщений о йети. Идет всплеск наблюдений в Великобритании, России. Даже под Москвой мы зафиксировали уже 20 мест, где видели йети. Сообщения продолжают приходить из Кузбасса, Новосибирской, Тюменской, Омской областей, из Красноярского края.
Мир йети ищет контакта с миром людей…
Напомним, первым о Зане, женщине-йети, жившей среди людей, услышал профессор Машковцев в 1962-м в Абхазии. Он передал координаты селения криптозоологу Поршневу. Тот приехал и нашел очевидцев! Аксакалам было за сто лет, но они помнили конец XIX века и историю, как князь был на охоте, увидел гиганта, приказал поймать. Охотники оставили на поляне приманку – штаны. И схватили гиганта, привлеченного непонятной вещью. Гигант оказался женщиной, покрытой шерстью.
Зану передаривали дважды. У последнего хозяина – князя в селении Тхина – Зана прожила до смерти. Сначала в яме, потом, привыкнув к людям, в шалаше… Пленница рожала не раз. В памяти селения сохранилось, что выжили два сына и две дочки Заны.
Игорь Бурцев, работавший с Поршневым, впервые приехал в Тхину в 1975-м. Он искал могилу Заны, умершей примерно в 1880-1890-м. Но нашел только могилу ее сына Хвита. Власти разрешили сделать ДНК-анализ… И несколько лет назад профессор Сайкс из Оксфорда, изучив переданный Бурцевым материал, заявил, что тот принадлежит подвиду, который «наполовину люди».
– Но загадка Заны до конца не разгадана, – пояснил Бурцев «Кузбассу». – ДНК-анализ проведен уже в трех лабораториях, результаты противоречат друг другу. Я склоняюсь к тому, что Зана – «снежный человек», а не открытый новый вид (подвид) человека…
Все эти годы Бурцев продолжает искать потомков Заны. Он познакомился уже со многими. У них – обычные судьбы, гладкая кожа, но высокие но высокие скулы Заны…
http://kuzbass85.ru/2016/03/10/syin-yeti/ |