Люди дошли до того, что стали фетишизировать дельфинов: их улыбки, их склонность к грубым ласкам; люди дополняют их веселую игривость моральными суждениями относительно того, что жизнь с полной отдачей является долгом. Подобного рода проекции заставляют нас их любить.
Люди дошли до того, что стали фетишизировать дельфинов: их улыбки, их склонность к грубым ласкам; люди дополняют их веселую игривость моральными суждениями относительно того, что жизнь с полной отдачей является долгом. Подобного рода проекции заставляют нас их любить.
Однако правда по поводу того, что происходит в голове дельфина, имеет очень мало общего с человеческим опытом. Как доктора боятся процесса промывания кишечника, а климатологи отрицателей изменения климата, так и большинство исследователей поведения животных испытывают неприятные ощущения по поводу экстремальных проявлений антропоморфизма — практики приписывания животным качеств, характерных для человеческих существ. Различие между дельфинами и человеческими существами — вот в чем красота, в понимании того, что неразумные животные способны демонстрировать такую когнитивную сложность и, тем не менее, оставаться столь чуждыми нам. В таком случае не должно вызывать удивления то обстоятельство, что Карл Саган (Carl Sagan) и его коллеги из Института поиска внеземного разума (SETI Institute) захотели изучать коммуникацию дельфинов в ходе подготовки к контактам с внеземной жизнью.
Конечно, человеческие существа и дельфины не столь различны между собой, как, скажем, люди и осьминоги; наш последний общий предок с ними ползал по Земле около 750 миллионов лет назад, и это самая большая дистанция между двумя животными-сородичами. С дельфинами и китами (вместе их называют китообразными) мы разошлись всего 65 миллионов лет назад, и это предельная дистанция, разделяющая двух млекопитающих (самым близким родственниками китообразных среди живых являются гиппопотамы, с которыми они разошлись около 55 миллионов лет назад).
Поэтому для того, чтобы понять опыт дельфинов, представьте, что вы ничего не знаете в принципе. Естественно, вы сразу же начнете проявлять эмпатию, про крайней мере, начнете ее проецировать. Это естественно. Человеческие существа просто не могут иначе. Мы поступаем так даже в том случае, если мы неправы. Поэтому попытайтесь очистить ваше сознание. Откиньтесь назад в кресле, расслабьтесь, и вообразите, что вы невесомы. Гравитация не действует на вас, как это происходит в случае с наземными тварями.
Вы можете двигаться во всех направлениях — вверх, вниз, налево, направо — и даже способны выпрыгивать из воды — в любое время. И, в отличие от них, ваше дыхание не является автоматическим, как биение сердца или рефлекс: для того чтобы вздохнуть, вам нужно сделать сознательный выбор и приблизиться к поверхности воды, к вашему дому, примерно, каждые пять минут. И в результате: вы никогда не спите. То есть, не в полном смысле слова. Одна половина вашего мозга активна все время, даже тогда, когда вы отдыхаете: вы, в буквальном смысле, спите с одним открытым глазом.
Вы обладаете хорошим зрением — как в воде, так и вне ее, и это редкое качество в царстве зверей. Может быть, вы в состоянии различать цвета, а, может быть, и нет — это сложный вопрос. У вас нет органов обоняния, и поэтому вы не различаете запахи (поступающий через ноздри воздух используется вами только для дыхания). Пока еще нет единого мнения относительно того, есть ли у вас вкусовое восприятие, а если есть, что каким образом это происходит.
Но зато вы обладаете великолепным слухом: ваш слуховой нерв имеет в десять раз больше волокон, чем слуховой нерв человека, а каждое волокно, примерно, в два раза толще, и поэтому диапазон воспринимаемых вами частот в семь раз больше, чем человеческий. Вы даже способны «видеть насквозь» предметы, используя эхолокатор: Различные материалы по-разному отражают звук, и поэтому вы можете найти рыбу, скрывающуюся в песке, или акулу, затаившуюся в водорослях. Возможно, что сигнал будет таким же детальным, как эхограммы еще не родившихся детей, которые так любят показывать человеческие существа.
В действительности, вы способны «видеть» человеческий плод в материнском лоне (вероятно). (Возможно, вы воспринимаете его как плод млекопитающего, и подплываете ближе, чтобы посмотреть более внимательно, и это заставляет людей говорить о «дельфиньем акушерстве», но они должны прекратить подобные вещи). Возможно, ваше слуховое восприятие и осязание взаимосвязаны: ваш подбородок, к примеру, действует, примерно, как камертон, позволяющий звуковым волнам проходить вверх к вашим «ушам».
Хотя ваша кожа в 10-20 раз тоньше, чем шкура большинства наземных животных, она исключительно чувствительна. Это просто глупо — говорить о нервных окончаниях, особенно вокруг плавников, генитальной области (немного, как у человеческих существ) и клювовидного выступа (вашей морды). Вы используете это для поиска пищи, но чаще всего для того, чтобы дотрагиваться до других дельфинов. Вы используете прикосновение для разговора. Вы, конечно же, издаете звуки — свист, визг, писк, — но вы также используете свое тело — например, значение ласк с помощью грудных плавников может даже выходить за пределы одного вида.
Любовь и дружба — человеческие слова, которые ничего не значат для вас. Но если вы замечаете дельфина, которого вы в течение некоторого времени не видели, то вы вспоминаете его — даже по прошествии десятилетий. А если кто-то в вашей семье умирает, вы это тоже замечаете. А что касается партнерских отношений, то их предостаточно в вашем мире: женские особи создают «альянсы» для того, чтобы заботиться о малышах, в том числе их защищают от мужских особей, главная функция которых, нередко, состоит в помощи друг другу в борьбе за право общаться с представительницами женского рода, а иногда вы даже убиваете отпрысков мужского рода из конкурирующего альянса. Однако правила внутри таких альянсов является исключительно сложными, и одна статья там накладываются на другую, если попытаться расшифровать их структуру. Возможно, как считают некоторые человеческие существа, ваш эмоциональный интеллект исключительно развит.
Так, например, не исключено, что ваши социо-эмоциональные системы столь сложны, что ваш мозг приобретает уникальную форму — или наоборот. Возможно, у вас не развивалась префронтальная кора головного мозга (которую человеческие существа используют для регулирования своего поведения и для принятия решений). Возможно, вместо этого ваш мозг развил структуру, получившую название паралимбическая кора головного мозга, которая может быть похожей, но только все, что там происходит, значительно больше связано с эмоциями. Не исключено — этот вопрос является спорным, — что вы обладаете значительно большим количеством определенной мозговой ткани («ассоциативной коры головного мозга»), которая позволяет сортировать сенсорный ввод и эмоции, а также социальное поведение.
Если бы человеческие существа имели больше «ассоциативной коры головного мозга», они, возможно, легчи подстраивались бы под эмоции других людей. Или — что более вероятно — вы просто используете свои эмоции иначе, чем это делают человеческие существа. Возможно, вам не нужны слова. Возможно, вы не мыслите с помощью слов, а, скорее, с помощью эмоций, намерений. Вы и ваши товарищи из стаи имеете «характерные свисты», шаблоны, которые постоянно ассоциируются с определенными индивидами и используются для передачи сведений о вашей идентичности^; возможно, это используется как имя.
Вас можно научить понимать символы. Вы обладаете способностью использовать символы, а, может быть, у вас ее нет. Человеческие существа коммуницируют, используя, в основном, только слова, которые они выбирают, а также то, что делают их лица и (в значительно меньшей мере) их тела, когда они говорят или молчат. У вас нет выражений лица. Эволюция уже давно сплавила эти мышцы в гидродинамический корпус самого быстрого океанского млекопитающего. Вы не улыбаетесь, вы не способны это делать.
Но пора возвращаться. Выходите из этого очень специфичного мира дельфинов. Даже если вы способны подстраиваться под дельфинов в стиле Спока (из сериала «Звездный путь» — прим. пер.), может ли кто-либо сказать, что вы там испытали? Даже дельфины одного вида не мыслят одинаково; каждый отдельный мозг развивается по-разному в зависимости от генетики и конкретных условий, и в результате образуются различные личности, как и у нас, как у наших кошек и собак, и, вероятно, именно так все и происходит в царстве животных, а вообще существует 36 видов дельфинов — в зависимости от того, как считать. Однако все они живут, получая сенсорную информацию в диапазоне 360 градусов 24 часа в день; кроме того, они обладают двумя видами зрения, дюжиной типов звуков, и у них значительно больше ощущений, чем мы можем себе представить.
В этом смысле, они, вероятно, в большей степени «созвучны» с окружающим их миром, в силу необходимости — по причине целого набора физических, сенсорных и когнитивных необходимостей, и все они достаточно хорошо интегрированы для того, чтобы не забывать всплывать на поверхность за воздухом.
http://inosmi.ru/science/20160701/237040269.html |