У каждого в «Игре Престолов» есть свои любимые персонажи, за которых он болеет. Дефицита героев и честолюбцев в фильме не наблюдается, и выбрать фаворита можно легко. Но по мере развития сюжета я с прискорбием наблюдал, как моих любимцев убивают одного за другим. В Вестеросе лютоволки настоящие жертвы несправедливости, которым грозит точно такое же исчезновение, как и в реальном мире.
Волки Джорджа Мартина — весьма любопытная порода. Это огромные звери, и ходят слухи, что некоторые экземпляры достигают размеров пони. Надо также сказать, что писатель-фантаст подсмотрел их в плейстоценовом периоде. Как и покрытые густой шерстью мамонты, лютоволки это создания, реально жившие на Земле не так уж и давно (в биологической классификации этот вид носит название ужасный волк, — прим. перев.). И если «Игра Престолов» в основном пренебрегает этими бедными животными, палеонтологи смогли довольно много узнать о жизни коллективных охотников из ледникового периода, бегавших по Северной Америке.
Если бы вы смогли побродить по этому континенту в ледниковый период 10-125 тысяч лет тому назад, вы бы услышали завывания этих волков почти повсюду. Их кости находят от канадской южной Альберты до Боливии на высотах от уровня моря до 2 000 метров. Там, где сегодня находятся Соединенные Штаты, лютоволки из плейстоцена стаями бегали от побережья до побережья. Но находки в Южной Калифорнии в районе битумных озер Ранчо Ла-Брея, где найдены сотни и сотни останков, утрут нос любой коллекции.
Если собрать эти останки, то получится отнюдь не столь внушительный зверь как Призрак, Леди и прочие лютоволки из мира Джорджа Мартина. Ужасные волки (сanis dirus) были крупнее и мощнее обычных серых волков, которые тоже жили в плейстоценовый период. Их приблизительный вес составлял 60-70 килограммов, в то время как серый волк весит 40. Это серьезный вес, но до лошади ужасному волку далеко. На самом деле, отличить живого ужасного волка от серого было бы очень трудно, если не заглянуть им в пасть. Среди прочих различий, у ужасного волка есть очень крупный первый коренной зуб, форма которого позволяет ему лучше пережевывать пищу по сравнению с родственниками.
Тем не менее, вопреки анатомическим особенностям, указывающим на то, что эти хищники принадлежали к разным видам, ужасные волки скорее всего жили точно так же, как и их серые сородичи, которые до сих пор бродят по просторам Северной Америки. Огромное количество останков, найденное в битумных озерах Ранчо Ла-Брея, говорит о том, что ужасные волки по численности превосходили всех прочих крупных позвоночных. Это имеет смысл лишь в том случае, если ужасные волки охотились стаями. Многочисленные данные говорят о том, что эти плотоядные действительно устраивали погони за травоядными средних размеров, например, за лошадьми. Волки не могут хватать добычу как кошки, а поэтому полагаются на свою выносливость в беге и челюсти, Таким образом, ужасного волка почти всегда представляют бродящим по доисторическим просторам в составе стай. Более того, некоторые останки ужасных волков из Ранчо Ла-Брея имеют следы ужасных ран и травм, из-за которых они должны были стать калеками, однако демонстрируют признаки выздоровления. А это указывает на то, что в волчьих стаях была некая система социальной поддержки, позволявшая им выживать.
Но зубы и челюсти ужасных волков повествуют нам не только о их охотничьей жизни. Например, у самцов и самок ужасных волков похожего размера собачьи зубы, а это говорит о том, что они создавали пары, и в стаях не было борьбы между самцами за доминирование. Зубы также многое говорят о трудных временах, которые случались у ужасных волков. Около 15 тысяч лет назад ужасные волки Ранчо Ла-Брея гораздо чаще пережевывали кости. Трещины в зубах свидетельствуют о том, что волкам приходилось максимально обгладывать каждую добытую тушу. Лучшие времена вернулись около 12 тысяч лет назад, хотя всего 10 тысяч лет назад самые последние хищники из этого вида исчезли. Загадкой остается то, почему мы сегодня не можем найти стаи ужасных волков, бродящих по просторам американского континента.
«Лютоволков к югу от Стены не видели уже двести лет», — говорит Теон Грейджой, когда Робб Старк обнаруживает помет из шести щенков, которые оказались беспомощны после смерти матери. Это самое начало «Игры Престолов». Похоже, что и этот сериал тоже раз за разом истребляет волков, повторяя историю с реальными прототипами лютоволков. Но предание гласит, что к северу от Стены еще есть волки, а зима приближается. Надеюсь, что вместе с ней придут и лютоволки.
Изложенные в статье взгляды принадлежат автору и могут не отражать точку зрения Scientific American.
http://inosmi.ru/science/20160626/236979518.html |