Недавно в джунглях Африки было зафиксировано весьма странное поведение обезьян. Немецкие исследователи из Института эволюционной антропологии общества Макса Планка обнаружили, что группа шимпанзе без видимой причины начала возводить в пустых стволах деревьев пирамидки из камней. Причем сопровождать это «строительство» странным ритуалом, который подозрительно смахивает на религиозный культ.
Действия шимпанзе удалось заснять благодаря системе скрытых камер. На видео запечатлены десятки ситуаций, когда самцы подходят к высохшему стволу с огромным дуплом и с громким уханьем кидают туда тяжелый камень, принесенный из другого места. А затем несколько секунд раскачиваются из стороны в сторону, будто медитируют или молятся.
Исследователи предположили, что шимпанзе придумали какого-то своего обезьяньего бога, символом которого сделали сооружения из камней, и теперь поклоняются ему, а пустые стволы старых деревьев стали для них чем-то вроде первобытных храмов. То есть мы впервые в истории человечества наблюдаем зарождение религии у животных. Не исключено, что в сознании шимпанзе есть представление о неких духах. А это значит, что человекоподобным обезьянам доступны абстрактные понятия достаточно высокого уровня. Некоторые ученые ученые считают, что подобные ритуалы могут стать доказательством эволюции шимпанзе в людей. И, возможно, через некоторое время у них даже может зародиться наука.
О том, насколько обоснованны такие теории, в интервью «Росбалту» рассуждает писатель, этнограф, историк и антрополог Александр Лаврин.
— На ваш взгляд, шимпанзе действительно могли создать собственную религию?
— Их действия похожи скорее на некое подобие шаманства, камлания — первобытной формы мышления, возникшей в те времена, когда люди поклонялись духам огня, земли, воды, грома и молнии. Иногда поведение животных очень напоминает человеческое — вы наверняка замечали это сами. Можно, конечно, пошутить по этому поводу, что, дескать, существуют три типа поведения обезьян: одно близко к исламу, другое — к христианству, а третье — к дзэну, синтоизму и зороастризму…
Но на самом деле все животные ведут себя сугубо прагматично и делают только то, что связано с опознаванием, выживанием, брачными отношениями и т. д. Очень редко встречается что-то, хотя бы немного выходящее за пределы такого утилитаризма. До сих пор некоторый непрагматизм у животных наблюдался только в отношениях с людьми — например, с учеными или дрессировщиками.
— Классическая антропология утверждает, что животные бросают своих покойных и не проявляют к ним интереса. А появление погребений считается важнейшим признаком превращения животного в человека. Это так?
— Люди отличаются от братьев своих меньших прежде всего способностью к абстрактному мышлению и тем, что они создали систему закрепления информации вне биологического существа. У животных, насколько известно, этого нет.
— Тем не менее, приматологи говорят, например, что некоторые животные — обезьяны, слоны, киты, дельфины — скорбят по своим покойникам. Может быть, «ритуал» африканских шимпанзе — это такой культ мертвых?
— Что-то не очень похоже. Природа чрезвычайно функциональна. Все, что делают млекопитающие, птицы, рыбы, земноводные, насекомые, обусловлено этим принципом.
Если бы шимпанзе воспринимали свой «каменный ритуал» как нечто культовое, то в их поведении прослеживались бы какие-то более четкие символы: например, они выбирали бы камни определенного веса или формы. У них появились бы «жрецы», «прихожане», «паства» и т. д. Если б они поклонялись некоему божеству, то должны были бы с определенной периодичностью и конкретными знаками, жестами совершать некие систематические действия. Это же не просто — взял камень, подошел к «святому» месту, бросил и ушел… Да и сами «прото-храмы» — «клады камней» — выглядели бы несколько иначе, более разумно, что ли. Загадочные идолы острова Пасхи, Стоунхендж, египетские пирамиды и другие ритуальные постройки человека именно этим и отличаются…
— А может, шимпанзе просто подражают людям? Известно, что у коренных народов Западной Африки есть ритуал складирования камней под священным деревом. Вот обезьянки и подглядели… Или наслушались африканских ритмов и стали имитировать игру на барабанах.
— Более вероятен вариант их подражания самим себе. Например, предположим, что какая-то обезьяна взяла камень и ради забавы бросила его в дупло. Услышала там необычный звук, заинтересовалась, бросила еще один камень… Другие обезьяны увидели это и начали ей подражать — «обезьянничать».
Быть может, в этой стае по каким-то причинам резко уменьшилось количество самок, и самцы в условиях возросшей конкуренции начали помогать себе таким необычным способом — создавать шум, который привлекает самок и отпугивает соперников. Давно замечено, что иногда самцы шимпанзе бросают ветки или камни для того, чтобы обратить на себя внимание во время брачных игр.
— Чем еще, кроме гипотезы о «религии шимпанзе», можно объяснить странности этого культа?
— Да чем угодно. Однажды, например, на садовом участке я услышал где-то рядом громкие «технические» звуки. Огляделся — никого нет. Оказалось, что эти звуки имитировал самец сойки. Он делал это, чтобы получить преимущество перед другими самцами и в брачный период привлечь самку — точно так же, как, скажем, певец-тенор может влюбить в себя примадонну, потому что берет самое верхнее «ля».
— Есть предположение, что обезьяньи каменные кучи могут быть сродни турам, или каирнам (так археологи называют искусственные сооружения в виде груды камней, известные с доисторических времен) — эти знаки часто служили первобытным людям ориентирами…
— Это, на мой взгляд, гораздо больше похоже на правду. Возможно, цель этих шимпанзе как раз и заключается в том, чтобы обозначить границы территории стаи. Каждый медведь, к примеру, обозначает свою территорию, оставляя когтями отметины на стволах деревьев, и при этом старается сделать отметину повыше, чтобы другие медведи поняли, что с таким гигантом лучше не связываться. У обезьян может действовать та же логика: чем больше громадных камней накидано в пустой ствол дерева, тем яснее соперники осознают, насколько сильна и многочисленна стая шимпанзе. Кстати, первобытные племена тоже отмечали границы своей территории и тропы пирамидами из камней.
Возможно также, что обезьяны структурируют такими поведенческими имитационными движениями-«ритуалами» взаимоотношения внутри стаи, утверждают иерархию, распределяют социальные роли. Например, самцы используют камни для показательной демонстрации силы, чтобы отогнать чужаков или подтвердить свой статус. Зачастую, демонстрируя воинственный настрой и агрессивность, обезьяны барабанят руками и ногами по деревьям или по земле. Если же использовать камни, то звук становится громче и слышен на большем расстоянии. И тут — сугубый прагматизм.
Так что объяснение странного ритуала может быть вполне прозаичным и иметь сразу несколько бытовых причин. Но чрезвычайно маловероятно, чтобы в мозгу макаки или шимпанзе вдруг возникло предположение о существовании некоего высшего существа, для привлечения или ублажения которого надо бросать в дупла булыжники.
http://www.rosbalt.ru/style/2016/04/01/1502817.html |