Большинство современных научных исследований, так или иначе связанных с человеком, были бы невозможны без использования модельных живых организмов, или, если выразиться проще, лабораторных животных. Верхнюю строчку по популярности здесь, конечно же, занимают мыши.
Кто-то из исследователей заказывает грызунов у коммерческого поставщика, кто-то выращивает сам, но проблема состоит в том, что все они существенно отличаются от своих диких сородичей, в том числе иммунитетом.
Иммунолог из Университета Миннесоты Дэвид Масопуст (David Masopust) и его коллеги выбрали более сложный путь для своего исследования и отправились на мышиную охоту на университетский двор. Для поимки диких экземпляров им пришлось даже посоперничать с какаду.
Дело в том, что учёные были убеждены, что привычные лабораторные грызуны не достаточно подходят на роль аналогов при изучении организма человека, поскольку в большинстве своем они выращены практически в стерильных условиях. Поэтому, лекарственные препараты и другие терапевтические методы крайне редко переносят на человека после испытания на мышиной модели (обычно после мышей идёт проверка на других животных, в том числе на приматах).
"Стандартные лабораторные мыши не отражают важные особенности иммунной системы взрослого человека, скорее, их можно сравнивать с новорождёнными, — рассказывает один из ведущих авторов исследования Стивен Джеймсон (Stephen Jameson) в официальном пресс-релизе. — Мы хотели бы узнать, является ли причиной этому отсутствие контактов с микроорганизмами, с которыми дикие мыши живут бок-о-бок в дикой природе.
При этом доктор Джеймсон отмечает, что существующие модельные грызуны никоим образом не потеряют своей "актуальности" для большинства исследований, в том числе и иммунологических, но "грязные" мыши позволят лучше смоделировать сложную иммунную систему взрослых людей.
Исследователи решили выяснить, являются ли причиной столь сильных различий в работе иммунной системы генетические факторы, или же во всём виновата окружающая среда. Для этого они поместили диких и лабораторных мышей в одну клетку и наблюдали за ними на протяжении двух месяцев.
Для последних это было нелёгкое время. Многие из лабораторных мышей заболели после встречи с "грязью" и патогенными микроорганизмами. К концу эксперимента около 20% из них погибли.
На следующей стадии исследования выживших счастливчиков и новых партию лабораторных мышей заразили бактериями рода Listeria. Грызуны, которые провели два месяца с "дикарями", лучше боролись с заболеванием. В их крови были обнаружены более высокие уровни зрелых иммунных клеток. Более того, учёные наблюдали у мышей активацию тех же ответственных за работу иммунной системы генов, что и у человека. То есть грызуны явно приобрели иммунитет. Результаты работы опубликованы в статье в журнале Nature, которая находится в открытом доступе.
Планов на будущее у команды иммунологов довольно много. Для начала нужно решить массу технических вопросов с распространением метода среди других исследователей и достаточной изоляцией "загрязнённых" мышей от "стерильных".
Одна из интереснейших задач, которую ставят перед собой авторы – это изучение развития аутоиммунных и аллергических заболеваний. Существует мнение (которое уже не раз подтверждалось учёными), что эти болезни являются результатом излишней заботы родителей о детях и чистоте в доме, защиты их от внешнего мира.
Доктор Масопуст уверен, что совместное содержание новорождённых лабораторных мышей с взрослыми дикими сородичами может дать в этом отношении крайне интересные результаты.
http://www.vesti.ru/doc.html?id=2745611 |