Эпидемии страшных болезней грозят не только человеку. Братьев наших меньших порой буквально выкашивают примерно те же серьезные заболевания — от лихорадки Эбола и сибирской язвы до рака и чумы, рассказывает корреспондент BBC Earth. Вспышки смертельных заболеваний способны уничтожить тысячи животных за очень короткое время. Особенно опасной ситуация становится тогда, когда речь идет о редких или вымирающих видах.
За последние десятилетия возникло немало новых заболеваний животных, а уже известные болезни появились на новых территориях. «Виной тому, в какой-то мере, увеличение объемов торговли и людской миграции, что способствует распространению патогенов в разных регионах», — комментирует Мэрм Килпатрик из Калифорнийского университета в Санта-Крузе. Инфекции передаются между людьми, домашними и дикими животными.
Самой серьезной угрозой фауне по-прежнему остается сокращение ареалов обитания, зачастую вызванное расширением площади сельскохозяйственных земель. Но болезни тоже могут привести к существенному уменьшению или даже вымиранию популяций диких животных, подчеркивает Ричард Кок из Королевского ветеринарного колледжа в английском городе Хэтфилде.
В этой статье речь пойдет о десяти заболеваниях, наносящих большой вред животным в дикой природе. Начнем наш перечень с печально знаменитого недуга.
1. Лихорадка Эбола
Мы воспринимаем Эболу как болезнь человека, и тому есть очевидное объяснение: вспышка этой лихорадки в прошлом году унесла около 10 тысяч человеческих жизней. Но она же прошлась и по популяциям наших ближайших родственников, человекообразных обезьян.
В начале 1990-х годов Эбола выкосила стаи шимпанзе в национальном парке Тай в африканском Кот-д’Ивуаре. В следующем десятилетии несколько вспышек заболевания в Республике Конго серьезно проредили тамошнюю популяцию горилл: в 2002-2003 годах лихорадка убила около 5000 находящихся на грани вымирания приматов в заповеднике Лосси, а потом, в 2003-2004 годах, уничтожила сотни горилл в национальном парке Одзала.
Вирус Эболы очень опасен и для шимпанзе, и для горилл. Он убивает примерно 95% зараженных особей, вызывая сильную лихорадку и кровотечения.
Угроза эта становится еще более серьезной, когда она накладывается на другие опасные для человекообразных приматов факторы — браконьерство и вырубку лесов. Бесконтрольная охота настолько снизила численность горилл и шимпанзе, что Эбола способна окончательно уничтожить некоторые популяции, говорит Джулия Джонс из Бангорского университета в Великобритании.
Одним из вариантов решения проблемы может стать вакцина против Эболы. К 2014 году ученые испытали этот препарат на группе шимпанзе в неволе, и он оказался безопасным и эффективным.
2. Хитридиомикоз
Смертельно опасный грибок хитридиомицет оказался роковым для многих лягушек и саламандр. За последние 30 лет он вызвал катастрофическое снижение поголовья более 200 видов земноводных, а некоторые из них в итоге даже вымерли.
К примеру, эпидемии в панамском национальном парке Эль-Копе в начале 2000-х годов уничтожили 30 видов. Пять из них не были до этого известны науке.
Этот грибок с латинским названием Batrachochytrium dendrobatidis встречается на всех континентах, кроме Антарктиды. Он поражает внешний слой кожи земноводных. Поскольку лягушки и саламандры всасывают через кожу питательные вещества и воду, инфекция со временем их убивает.
Однако этот грибок не всегда был столь вредоносным. В течение более чем 100 лет он не наносил никакого вреда земноводным в некоторых ареалах их обитания, к примеру, в американском штате Иллинойс и в Корее.
От инфекции погибают не все зараженные виды. Некоторые из них, например, американская лягушка-бык и африканская гладкая шпорцевая лягушка, устойчивы к опасному грибку. Эти виды, как предполагается, способствовали распространению заболевания, хотя, как отмечает Килпатрик, свою роль в этом сыграла и международная торговля земноводными.
3. Энцефалит Западного Нила
В 1999 году американский город Нью-Йорк стал эпицентром вспышки опасного заболевания. Люди обращались в больницы с энцефалитом: у них был воспален мозг. Примерно в то же время были найдены мертвыми несколько городских ворон и других птиц из зоопарка в Бронксе. Во всех этих случаях виновником был вирус энцефалита Западного Нила, в то время встречавшийся в основном на территории Африки и Азии.
Этот вирус, переносимый комарами, с тех пор заразил и убил миллионы птиц на территории США, Мексики и Канады. Вирус был обнаружен у 48 видов комаров и 250 видов птиц, иногда он также передается людям и лошадям.
В некоторых районах из-за этой болезни поголовье американских воронов сократилось на 45%. Вирус также привел к существенному снижению численности других видов пернатых, таких как странствующий дрозд, восточная сиалия, острохохлая синица и синица-гаичка. Тем не менее, по словам Килпатрика, полное вымирание от энцефалита Западного Нила им не грозит.
Однако под угрозой оказались другие, более редкие виды. Ученые разработали антиэнцефалитную вакцину для калифорнийского кондора и для островной кустарниковой сойки, которая обитает только на острове Санта-Круз у юго-западного побережья США. Сейчас ведется тестирование вакцин и для других видов пернатых.
4. «Синдром белого носа»
В 2006 году спелеолог-любитель сделал фотографию летучей мыши в пещере около города Олбани в американском штате Нью-Йорке. Нос рукокрылого был покрыт белым грибком. Этот снимок стал первым фотографическим свидетельством опасной эпидемии, поразившей летучих мышей в Северной Америке. Болезнь, получившая название «синдром белого носа», быстро распространилась по территории США и Канады.
В результате эпидемии погибло почти шесть миллионов летучих мышей, а численность некоторых видов — к примеру, североквинслендского гладконоса — на северо-востоке континента сократилась на 99%. «Синдром белого носа» серьезно сказывается на популяциях летучих мышей Северной Америки«, — констатирует Кок.
Грибок, вызывающий заболевание, называется Pseudogymnoascus destructans. Он нарушает зимнюю спячку летучих мышей. Вместо того, чтобы спать в своих пещерах, рукокрылые улетают слишком далеко от логова, причем даже в дневное время. Они быстро истощают свои запасы подкожного жира и гибнут от голода.
Зараза, возможно, пришла из Европы, где она не оказывает на местных летучих мышей никакого заметного опасного влияния. В качестве возможных мер борьбы с эпидемией рассматривается ограничение доступа людей в пещеры и охрана мест обитания рукокрылых.
5. Сибирская язва (антракс)
Сибирская язва печально знаменита в качества оружия биотеррора. Однако это заболевание угрожает фауне испокон веков. В основном оно поражает травоядных, но может передаваться и другим млекопитающим, в том числе некоторым хищникам, человекообразным обезьянам и человеку.
У заражения сибирской язвой могут быть разные последствия, и зависят они от вида животного и экосистемы, в которой этот вид обитает. В таких районах, как национальный парк Этоша в африканской Намибии, эта болезнь считается естественной составляющей окружающей среды, и попытки бороться с ней были оставлены еще в начале 1980-х годов, рассказывает эколог Уэнди Тернер из Университета Осло в Норвегии.
Однако время от времени вспышки сибирской язвы становятся смертельно опасными. К примеру, в 2004 году в заповеднике Малилангве в Зимбабве антракс уничтожил около 90% местной популяции диких травоядных животных. В 2010 году в результате похожей вспышки заболевания в Уганде погибло более 80 бегемотов.
Споры сибирской язвы (Bacillus anthracis) могут жить в почве в течение нескольких лет и заражать пасущийся скот, а через него — и людей. По словам Тернера, для борьбы с болезнью стоит регулярно прививать домашних травоядных животных.
6. Лицевая опухоль тасманийского дьявола
Среди тасманийских дьяволов, обитающих в Австралии, вспыхнула странная эпидемия заразного онкологического заболевания. Этот рак передается от одного животного другому, когда они кусают друг друга. А делают они это нередко, сражаясь за еду или за половых партнеров.
Эта болезнь часто приводит к летальному исходу. На мордах у зараженных дьяволов появляются крупные раковые опухоли, которые впоследствии распространяются по всему телу и убивают животное в течении нескольких месяцев.
По мнению ученых, изначально заболевание появилось в так называемых шванновских клетках нервной ткани лишь у одного животного. Однако потом раковые клетки стали распространяться от одного тасманийского дьявола к другому, чему способствовала склонность этих животных к дракам.
Генетически все тасманийские дьяволы очень мало отличаются друг от друга, и, как следствие, их иммунная система не способна оказать сильное сопротивление раку. Впервые эта болезнь была замечена в 1996 году, но с тех пор она уничтожила до 90% некоторых популяций этих животных.
Для охраны вида ученые создали в неволе «резервные популяции» из примерно 500 здоровых тасманийских дьяволов. В рамках этих популяций представлено 98% генетического разнообразия всего вида.
7. Собачья чума
Вирус собачьей чумы, появившийся у домашних собак, уничтожает диких хищников по всему миру. Этот вирус очень похож на возбудителя человеческой кори, он поражает дыхательную, нервную и пищеварительную систему животных.
В 1985 году собачья чума поразила черноногих хорьков в американском штате Вайоминг. Потом, в начале 1990-х, от нее погибло много гиеновидных собак в Африке, а также около 1000 львов. А в конце 2000-х годов вирус уничтожил 49 из 52 содержавшихся в неволе в Танзании гиеновидных собак — всего за два месяца.
С ростом поголовья домашних собак эта болезнь распространяется на новые территории и передается все большему количеству видов хищных животных. От нее пострадали, в частности, редкие амурские тигры, обитающие на Дальнем Востоке России.
Прививание домашних собак способно до какой-то степени ограничить распространение вируса. Однако этого не вполне достаточно, так как его могут переносить и другие животные. Для спасения редких видов, возможно, следует предпринять их целенаправленную вакцинацию.
8. Хламидиоз
Австралийские коалы страдают от венерического заболевания, хламидиоза, которое встречается также и у человека. Эта болезнь может лишить зараженного коалу способности к размножению, привести к инфекциям мочеполовой и дыхательной систем, ослепить или даже убить животное.
Наложившись на засуху, хламидиоз сократил численность коал в некоторых районах Австралии с 60 тысяч в середине 1990-х годов до 10 тысяч в 2012 году. Больше всего пострадали популяции в штатах Квинсленд и Новый Южный Уэльс.
Для того, чтобы вовремя обнаружить инфекцию, некоторые ветеринары прибегают к ультразвуковому сканированию животных вместо традиционных мазков. Кроме того, ученые приступили к секвенированию генов коал, в том числе тех, которые играют ключевую роль в их иммунной системе. Специалисты надеются понять, как заболевание влияет на эти гены.
Ситуацию осложняет еще одно заболевание — ретровирус коал, похожий на вирус иммунодефицита человека. Он подавляет иммунную систему, делая животных менее устойчивыми к хламидиям.
Два этих заболевания, а также разрушение среды обитания коал и угроза со стороны других видов, поставили этих симпатичных зверьков на грань вымирания. Однако уже проведены успешные тесты вакцины, которая, возможно, сможет их спасти.
9. Зудневая чесотка
Зудневая чесотка, как следует из названия, вызывает сильный зуд и непреодолимое желание чесаться, что может привести к инфекциям и даже к смерти. Вызывает ее микроскопический паразит — чесоточный клещ.
Этому заболеванию подвержены более 100 видов животных, от австралийских вомбатов до европейских лис и рысей и североамериканских волков. Близкий родственник звериного чесоточного клеща вызывает чесотку у человека.
Клещ вгрызается под кожу, и оставляемые им чесоточные ходы воспаляются. Инфекция распространяется при постоянном расчесывании. Со временем животное может потерять шерсть, начать страдать от обезвоживания, переохлаждения и голода, и в некоторых случаях даже умереть.
Во многих стабильных популяциях чесотка не оказывает долговременного влияния на численность животных. Но болезнь может оказаться роковой для популяций, которые уже находятся под угрозой исчезновения или живут в изоляции. К примеру, считается, что от чесотки вымерли все лисы на датском острове Борнхольм.
Чтобы избавить от чесотки отдельные группы животных, ветеринары применяют антипаразитные препараты, такие как ивермектин.
10. Чума
Та же самая бактерия, которая вызвала опустошительные эпидемии чумы в человеческой цивилизации (в том числе европейский «черный мор» середины XIV века), выкашивает и представителей животного мира. Это чумная палочка Yersinia pestis.
Чума у животных впервые наблюдалась в Северной Америке в начале XIX века. Возможно, суда, приходившие из пораженных чумой районов Европы и Азии, привезли с собой зараженных блох и крыс, которые передали чумную палочку местной фауне, до того с чумой не сталкивавшейся.
В некоторых районах Северной Америки чума уничтожила целые колонии луговых собачек. Смертность от нее у этих животных составляла более 90%.
Исчезновение луговых собачек в свою очередь привело к снижению числа черноногих хорьков. Это один из самых редких видов североамериканских животных, они питаются в основном луговыми собачками и выращивают потомство в их норах. Поэтому хорьки зависят от луговых собачек, не говоря уж о том, что и для них самих чума тоже смертельно опасна.
Вымирающих хорьков начали разводить в неволе и вновь выпускать в дикую природу, и сейчас их численность медленно растет. Помочь остановить распространение чумы может и вакцинация хорьков, а также луговых собачек — посредством приманок с вакциной. Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Earth.
http://inosmi.ru/world/20150414/227483409.html |