Когда первые поселенцы из России в середине XIX века приехали осваивать новые земли, которые сейчас называют Приморским краем, они впервые столкнулись с удивительными большими кошками, о которых раньше слышали только в сказках о тропических странах.
Это были тигры и леопарды, не боящиеся ни снегов, ни морозов. Люди, увы, восприняли своих удивительных соседей враждебно и принялись их уничтожать, поэтому за период до XXI века ареал обитания леопардов уменьшился в несколько раз.
По мнению ученых, популяция к началу 2010-х годов подошла к "точке невозврата", когда естественное восстановление численности практически невозможно. Предлагалось даже полностью изъять из природы оставшихся хищников и разместить их в зоопарках, чтобы в благоприятных условиях попытаться восстановить популяцию.
Однако проблему удалось решить, создав национальный парк "Земля леопарда" и начав охранять все основные места обитания оставшихся леопардов. Результат заметен уже сегодня, через пять лет: численность леопардов увеличилась с 35 до 80 особей, 57 из которых обитают непосредственно на "Земле леопарда". Теперь ученым нужно полностью ликвидировать угрозу исчезновения из природы этих красивых и грациозных хищников.
Новые земли для леопарда
— Площадь местообитаний, которую занимает в настоящее время леопард, составляет около 4 тыс. км2. Для крупного хищника это очень мало. Ареал леопарда с востока ограничен заливом Петра Великого, с запада — приграничными территориями (с Китаем и КНДР. — Прим. ТАСС). Кроме леопарда, на этой территории обитает около 30 особей амурского тигра. Плотность населения леопарда на этой территории приближается к критической. Географическая изоляция не позволяет увеличить площадь пригодных местообитаний для леопарда, — считает директор Объединенной дирекции Лазовского заповедника и национального парка "Зов тигра" Владимир Арамилев.
О том, что леопарды уже полностью заселили находящиеся под охраной земли юго-запада Приморья и начали возвращаться на территории, на которых их не видели десятилетиями, говорят данные специалистов "Земли леопарда".
— Мы видим, что популяция растет. В ближайшее время ждем выход "на плато" (стабилизации численности. — Прим. ТАСС), как при росте каждой популяции. Но сейчас увеличивается количество выводков и котят в выводках. Коллеги за пределами национального парка говорят о появлении у них леопардов. Это говорит о том, что идет экспансивное расселение, — рассказывает директор нацпарка "Земля леопарда" Татьяна Барановская и добавляет, что появились первые, пока еще не проверенные, сведения о появлении леопардов в Уссурийском заповеднике.
— Сейчас наша популяция развивается по своей тактике, есть у этой популяции свои проблемы и свои успехи. В данный момент опасность вымирания миновала, но пока никому не понятно, что с ней происходит. Именно поэтому возникал и возникает вопрос о создании резервной популяции, из того генетического материала, который сохранился в зоопарках, потому что в дикой природе у нас 80 особей, а в зоопарках — более 200, — отмечает Барановская.
Страховка на будущее
Цель проекта, начало реализации которого намечено на этот год, — создание резервной популяции леопарда, которая не будет связана с существующей. Это должно "застраховать" весь подвид редкого хищника от вымирания от внезапных болезней, природных катастроф или деятельности человека. Проект предполагает, что в Лазовском заповеднике на востоке края будут созданы специальные центры, где рожденных от леопардов из зоопарков молодых хищников будут готовить к жизни в дикой природе, а затем выпускать на волю.
— Для достижения такого результата предполагается использовать генетический материал дальневосточных леопардов из зоопарков. Для размножения в условиях Приморского края из зоопарков мира будет доставлено несколько особей дальневосточного леопарда, — рассказывает Владимир Арамилев.
При этом рассматривается два варианта: при первом в специальном центре размножения будут получать потомство от привезенных из зоопарков животных. Котят, с детства не контактирующих с людьми, будут учить навыкам жизни в дикой природе.
— Есть и второй, более быстрый способ: привезти молодых особей леопарда из зоопарков и адаптировать их к условиям Приморского края. Наши зарубежные коллеги над этим уже работают, но количество зоопарков, где можно размножать и выращивать леопардов без присутствия человека, очень ограниченно, — отмечает Арамилев.
У приморских специалистов уже есть опыт подготовки леопардов к жизни в дикой природе.
— Практически такой опыт уже есть. Леопард Leo80M, который попал к нам подростком, готовился нами к выпуску в дикую природу, и, если бы не его проблемы со здоровьем, уже был бы выпущен на волю, — отмечает Барановская.
Годовалого самца дальневосточного леопарда Leo80M нашли в июне 2015 года пограничники в национальном парке "Земля леопарда" на границе Приморья и Китая. Он получил тяжелую травму, попав в браконьерский капкан, и для спасения животного ему удалили пальцы на передней лапе. Молодой хищник был помещен в Центр реабилитации и реинтродукции тигров и других редких животных в Приморье, где его учили охотиться, чтобы выпустить в дикую природу. Однако эксперты поняли, что, если вернуть леопарда в тайгу, он может погибнуть из-за того, что кожа в местах заживших ран истончилась. Теперь леопард, которого назвали Николаем, живет в питомнике Московского зоопарка, а специалисты на его примере разработали и опробовали программы реабилитации и возвращения этих хищников в дикую природу.
Этот опыт поможет приморским специалистам. Подобный проект в настоящее время реализуется в Сочинском национальном парке и Кавказском заповеднике: здесь, в центре разведения, успешно размножают и адаптируют к местным условиям детенышей переднеазиатского леопарда, а первые "выпускники" уже успешно осваивают земли Кавказского заповедника.
Почему Лазовский заповедник?
— В процессе подготовки проекта была проведена работа по оценке местообитаний за пределами юго-запада Приморского края. В результате двух независимых анализов было выяснено, что лучшие местообитания для леопарда находятся в Лазовском заповеднике и прилегающих к нему территориях, — рассказывает Арамилев.
Дальневосточный леопард — не новый вид в условиях центрального Приморья. По данным специалистов, он обитал здесь совсем недавно: редкие встречи зверя в Лазовском заповеднике отмечались до 80-х годов прошлого века. При этом леопард хорошо уживался на одной территории с тигром и с другими хищниками. Он занимал нишу средней по размерам кошки, которая охотилась на пятнистых оленей, косуль, барсуков и енотовидных собак.
— Поэтому появление нового вида в экосистеме не приведет к каким-то нарушениям, а, наоборот, вернет экосистемы в первозданный вид, — считает Арамилев. — На новой территории угроз для популяции леопарда значительно меньше, чем в современном ареале. Местообитания на предлагаемом участке более обширные, плотность населения копытных выше, чем на юго-западе, а плотность населения людей ниже. На месте реинтродукции имеется все необходимое для обитания леопардов.
Условия южного Сихотэ-Алиня, где расположен Лазовский заповедник, считает ученый, могут вместить популяцию леопардов в 150–200 особей. Возможно, что через несколько десятков лет представители двух популяций леопардов, осваивая новые земли, встретятся естественным образом.
— При благоприятном сценарии обе популяции смогут обмениваться особями для улучшения генетического разнообразия как естественным, так и искусственным путем. Таким образом, будет решена задача сохранения дальневосточного подвида леопарда на планете Земля, — отмечает Арамилев.
Сомнения и опасения
Специалисты подчеркивают, что создание резервной популяции леопарда — продолжительный во времени и сложный по исполнению процесс, который рассчитан на 20–25 лет. Только через это время число выпущенных животных может достичь запланированных 40–50 особей. Подготовительная работа уже началась.
— Министерство природных ресурсов откликнулось на предложение ученых о создании второй популяции дальневосточного леопарда и утвердило программу реинтродукции. В настоящее время Лазовский заповедник, который является структурным подразделением МПР, ведет подготовительные работы для реализации этого проекта за счет бюджетных средств организации. Также финансовую помощь в развитии проекта оказывает Всемирный фонд дикой природы (Россия), — отмечает Арамилев.
Именно долгий срок, за который могут существенно измениться условия реализации проекта, вызывает сегодня опасения специалистов.
— Создание резервной популяции в Лазовском заповеднике — важное и необходимое дело. Но при этом надо отдавать себе отчет в том, что, когда мы работаем с живыми животными, мы должны быть крайне осторожны и внимательны. Это не подопытные кролики, а редкий вид. И если это делать, то делать хорошо и правильно. Невозможно бросить это дело на полпути и сказать: "Не получилось". Это ответственность перед животными, — считает Татьяна Барановская.
Дальневосточный леопард
Редчайший подвид леопарда, встречается в области горных хвойно-широколиственных и дубовых лесов на юго-западе Приморского края и приграничных районах Китая. По данным учета 2015 года, в дикой природе этих животных осталось около 80.
Леопард для Приморского края — это уже не просто редкое животное, которое надо охранять и оберегать. Благодаря усилиям ученых и экологов, не устающих рассказывать жителям России о редких обитателях Уссурийской тайги, редкая пятнистая кошка стала символом региона наравне с амурским тигром.
— Это очень интеллектуальное и пластичное животное, со своей психикой и четким социальным восприятием окружающего мира. Мы не можем относиться к ним как к вещам. И, конечно, сохранение этих прекрасных животных — это имидж всей страны. И мы не можем бросить дело их сохранения на полпути, — считает директор "Земли леопарда".
http://tass.ru/v-strane/4064287 |