Вместе со своими студентами профессор Пальгов объездил 32 из 33 районов Волгоградской области. Уже не до песен? Цель экспедиций Сергея Пальгова, завкафедрой музыкального фольклора и этнографии Волгоградской консерватории имени Серебрякова, - собрать и сохранить уникальные местные песни, частушки, обряды. Записать рассказы истинных хранителей волжского устного народного творчества – бабушек и дедушек, «ведь это целый пласт знаний, дошедший до нас из глубины веков».
Экспедиции – немноголюдные. Например, в последней, закончившейся всего пару недель назад, профессора сопровождали три студентки: ученые изучали фольклор в Дубовском районе.
– Общее впечатление – село не поет! – рассказывает Пальгов, которому недавно потребовалось купить столбы для забора. – Больше всего поразило то, что мы увидели в Караваинке – дикая запущенность и разруха. Ветхие дома, вода только в колонке. На дворе 21-й век, а бабушки за водой идут с коромыслом.
Неудивительно, что порой ученые получают от ворот поворот.
– Были случаи, когда работники администрации некоторых хуторов настаивали, чтобы мы уехали, дескать, никто вам здесь петь не будет и нечего наших стариков тревожить. Но в большинстве случаев люди в деревнях относятся к нашим просьбам напеть и рассказать понимающе и по-доброму. Ведь то, что они расскажут нам, соседу не нужно. А это пела еще бабушка, и хочется, чтобы сохранилось…
Не хочешь замуж? Тогда колодку тягать!
– Порой мы сталкиваемся с удивительными вещами, – рассказывает профессор. – Представляете, в Октябрьском районе Волгоградской области до сих пор совершается старинный украинский обряд «колодку тягалы». Можно поехать туда на Масленицу и увидеть, как женщины привязывают «колодку», то есть какой-то груз к ноге заядлого холостяка. Раньше в украинских селах парням и девушкам привязывали, например, бревно. Они должны были тащить его через всю деревню под насмешки и хохот односельчан. Смысл – укорить молодых, не ищущих «половинку», то есть своего рода обряд стимулирования брачных отношений.
Пригляделись – чупакабра!
Еще более удивительным оказалось знакомство с новым героем народного фольклора. Загадочная чупакабра, которая раньше, по слухам, водилась только в Мексике, добралась и до заволжских степей.Согласно легенде, этот мифический зверь убивает домашних животных и высасывает у них кровь.
– Жители глубинки рассказали нам немало историй про этого загадочного монстра, похожего не то на лисицу, не то на волка, а по словам некоторых очевидцев – и вовсе на человека, – говорит Сергей Пальгов.
Так, жительница одного их хуторов утверждает, что видела чудовище в собственном курятнике. По ее словам, зверь похож на собаку, голова, как у крысы, с двумя клыками, ноги – как у кенгуру. Эта тварь выпила кровь у всех куриц, а ночью уничтожила еще пару овец.
В другой раз чупакабру наблюдали сотрудники полиции. Направляясь по вызову в глухую деревню, они увидели сгорбленную старушку, которая, прихрамывая, шла через поле. Удивились, решили подъехать помочь.
– И тут как в фильме ужасов, – рассказывает исследователь. – Поворачивается – а это чупакабра! Ребята дали газу и быстрей оттуда. За водкой в магазин. Правда, никто им так и не поверил.
? А сами-то вы верите в чупакабру или другую нечисть, вроде домовых?
– Все эти образы замечательны тем, что раскрашивают жизнь. Добавляют «чертовщинки». Я думаю, что дыма без огня не бывает. Лично со мной был такой случай. Лег спать, и вдруг будто толчок какой-то. Я открыл глаза – вижу, вместо потолка надо мной бездонное небо и оттуда смотрят два длинных кошачьих глаза. Думаете, я был пьян? Отнюдь нет! Вот и не верь после этого.
А еще я верю в гороскопы: у меня все сбывается. Например, предсказали в пятницу много подарков. Так мне в этот день одна женщина подарила три книжки, другая – две. А в обед еще и апельсином угостили!
Работа в удовольствие
? Сергей Юрьевич, а на какие средства организуются фольклорные экспедиции?
– Раньше в госстандартах была запланирована фольклорная экспедиция за счет средств учебного заведения. Теперь же этого нет, так что мы ездим исключительно за свой счет. Видимо, посчитали, что услышать вживую песни бабушек и дедушек можно и дома. Тем самым мы теряем народную песенную историю. Это, бесспорно, безобразие! К тому же студентам очень нравились наши поездки. Ведь это работа в удовольствие – это не только материалы, которые становятся основой для дипломных сборников, но и романтика – песни у костра, купание в реке, уха, очарование степей. Даже дышится в селе по-другому, сам воздух «певучий»!
http://ufonews.su/news44/235.htm |