Ученые институтов РАН, в том числе петербургских, опубликовали в авторитетнейшем журнале Science статью под заголовком, который сам размером с заметку: «Древнейшие следы пребывания человека в Арктике установлены благодаря находке трупа мамонта возрастом 45 000 лет» (на английском звучит лучше).
Мамонт – тот самый, Женя Сопкаргинский. Да, имя будто у блатного авторитета, но ничего не попишешь: найденных мамонтов принято у нас называть по месту находки (мыс Сопочная Карга на Таймыре) и/или по имени нашедшего (школьник Женя Салиндер). Труп мамонта был найден в 2012 году. Два года таксидермисты-виртуозы из петербургского Зоологического института РАН создавали его чучело. В конце ноября прошлого года мамонт несколько дней был экспонатом Зоологического музея, а затем уехал «домой» на Таймыр в тамошний краеведческий музей.
Это всего второй половозрелый мамонт-найденыш (первого обнаружили тоже на территории России в 1900 году). В ноябре еще не говорили, от чего погиб Женя. Сейчас причины оглашены.
Он был убит человеком. 45 тысяч лет назад. То есть уже тогда в Арктике жили наши предки. Раньше считалось, что люди заселили Арктику на 15 тысяч лет позже.
– Большинство ударов по этому мамонту охотники нанесли с левой стороны, что, возможно, связано с каким-то физическим недостатком, – комментирует Владимир Питулько, руководитель Яно-Индигирской экспедиции Института истории материальной культуры РАН. – Скорее всего, левая сторона головы была повреждена в молодом возрасте, и можно думать, что проблемы коснулись в том числе зрения, что облегчило убой животного.
Охотники эпохи палеолита, как оказалось, применяли те же приемы в охоте на мамонтов, что и нынешние африканские аборигены в охоте на слонов. Специфичное повреждение на левой скуловой кости мамонта – след промаха копьем. Удар был нацелен в основание хобота: так действуют и аборигенные охотники Африки – атакуют животное из засады со спины, валят на землю и добивают ударом в основание хобота. Впрочем, совпадение тактик объяснимо, говорит ученый: люди всегда используют биологический или поведенческий недостаток объекта охоты. В данном случае – его большой размер и медлительность.
Мамонтов убивали не ради пищи (хотя мясом и не брезговали), а из-за бивней, утверждают ученые. Это был очень ценный материал для изготовления охотничьих орудий – копий и дротиков.
– Освоение этой технологии позволило людям успешно жить в открытых безлесных пространствах, – добавляет Владимир Питулько.
Раньше считалось, что территория пребывания человека в этом регионе ограничивалась 55-м градусом северной широты. Однако последние данные говорят о том, что древний человек шагнул куда дальше – до высоких широт, до
68-го градуса северной широты. Подтверждением этой версии служит еще одна находка археологов на севере Яно-Индигирской низменности. Плечевая кость плейстоценового волка. С прижизненным повреждением. Рентгенографическое исследование высокого разрешения определило: ранение было нанесено острием конической формы. Подобные предметы охотничьего инвентаря находили, к примеру, на Янской палеолитической стоянке. Возраст этих останков – 47 тысяч лет.
Основываясь на двух находках, ученые предполагают, что уже 45 тыс. лет пространства между Таймыром и Яной были вполне обитаемы. Возможно, люди расселялись восточнее (в направлении современного пролива Беринга) и севернее – в пределах равнины, занимавшей область современного сибирского шельфа. Она известна как Западная Берингия – «арктическая Атлантида», размытая и растаявшая в результате древнего глобального потепления и постепенного повышения уровня океана. Сказать точно, насколько прохладно было в этих местах, затруднительно, но явно теплее, чем сейчас.
http://spbvedomosti.ru/news/obshchestvo/mamont_dal_pokazaniya/ |