Любовь к разным невиданным чудовищам у человека в крови. Наверное, нет ни одного уголка Земли, который не заселён был бы в нашем воображении всякими ужасными тварями. Мы очень боимся всяких драконов, многоглавых ящеров, сирен и ехидн, но в то же время жадно выискиваем сведения о них в преданиях и рассказах путешественников.
Татьяна Хмельник, специальный корреспондент «НВ»
Направление, которое большинство серьёзных учёных считают шарлатанством, – криптозоология. Её адепты уверены: далеко не все формы жизни на планете выявлены, а часть мифических созданий существует или существовала в реальности, просто их трудно найти. В разных труднодоступных уголках планеты якобы обитают разные твари, которые абсолютно не вписываются в академическую науку, зато вошли в мифы, легенды и туристические путеводители.
Скажем, криптозоологи утверждают, что птерозавры – летающие ящеры, которые должны были вымереть вместе с остальными крупными пресмыкающимися во времена Большой катастрофы, – уцелели в джунглях Африки и в Новой Гвинее. Они там прячутся от цивилизации и питаются заблудившимися туристами, это вам расскажет любой местный житель. А по диким степям Забайкалья и Монголии лютует Олгой-Хорхой – огромный толстый червяк, убивающий людей и скот электрическим разрядом. Его пытались найти американские учёные из Музея естественной истории в 1920-е годы, но «гигантская злая колбаса», как описывали чудовище монголы, янки не далась. В Латинской Америке все знают о чупакабре – неуловимом монстре-кровососе, а в Японии почтительно относятся к водяному чудищу по имени каппа.
Некоторые монстры появились относительно недавно. Так, снежный человек и лох-несское чудовище, по мнению многих исследователей, – довольно поздние выдумки человечества, но заядлые криптозоологи подводят под реальность их существования очень внушительную базу, в которую они сами уже давно поверили. Кстати, российские любители снежного человека считают доказательством его существования многочисленные рассказы деревенских людей о лешем – страшном волосатом антропоиде, который дурит в лесу, но в принципе не злой и первым не нападает.
Ещё моложе – бросненское чудовище, явный потомок лох-несского. Якобы в глухом озере на севере Тверской области живёт такая же тварь, иногда выходит на берег и вообще дружелюбна. Эту байку в постсоветское время сочинили местные краеведы и власти, чтобы привлечь туристов, но туристы не едут, поскольку нет ни дорог, ни инфраструктуры. Чудовище обижается и скоро захиреет окончательно.
Примерно того же времени – поиски «летающих змей с огненным хохлом», которые насмерть заедают народ в дебрях на востоке Ленинградской области. Криптозоологи и краеведы бегали за этими змеями, опрашивали местное население, ворошили мох на болотах и трясли кусты в тайге. В общем, отчаянно рисковали жизнью, но их жизнь реликтовым тварям отчего-то не понадобилась.
Даже в таких обжитых уже местах, как Альпы, где каждая горная деревня может позволить себе фуникулёр вместо автомобильной дороги, есть свои чудища. Прогуливаясь в знаменитом ущелье Аарешлюхт среди толпы таких же зевак, я вдруг узнала из буклета, что именно тут прячется Татцельвурм. Это такой страх божий с зубастой головой кошки, когтистыми лапами и туловищем огромной змеи. Альпийские пастухи в прошлые века якобы только и делали, что отгоняли чудовище от своего скота. Между двумя мировыми войнами зоологи пытались поймать Татцельвурма или хотя бы сфотографировать, но ядовитый гад даже не показался, несмотря на то что все местные жители дружно сообщали о его существовании.
И вот, оказывается, можно ожидать встречи с этим кошкозмеем на туристической тропе в ущелье. Многих посетителей это известие не напугало, а раззадорило. Китайцы совали фотоаппараты в каждую щель в скале, полыхали туда вспышкой и потом разочарованно смотрели на экран – нет твари! Они, наверное, Татцельвурма воспринимали как некую модификацию своего китайского дракона, который давно стал ярмарочным персонажем.
Человек словно сравнивает, что страшнее: то, чего он никогда не видел, или реальные ужасы – бешеные собаки, террористы, землетрясения, конго-крымская лихорадка, атомная бомба, ювенальная юстиция... И судя по какой-то панической любви публики к невиданным существам, реальные ужасы уже не вызывают священного трепета, их слишком много и они слишком часты. Поэтому люди предпочитают бояться драконов и надеяться на встречу со снежным человеком, который должен испугать их по-настоящему.
http://nvspb.ru/stories/sledy-nevidannyh-zverey-59005 |