Ограничения, накладываемые на корневую систему любым, даже самым просторным горшком, неизбежно сказываются на росте растения.
Работа учёных из Исследовательского центра Юлиха (Германия), результаты которой были обнародованы на конференции Общества экспериментальной биологии, казалось бы, ещё чуть-чуть — и могла бы претендовать на Шнобелевскую премию. Вдруг выяснилось, что растения в горшках чувствуют себя хуже тех, что растут на воле. Чтобы сделать такой вывод, исследователи обратились к магнитно-резонансной томографии: с помощью МРТ они рассматривали горшки с растениями.
Между тем у работы были серьёзные предпосылки: некоторое время назад появилась идея о том, что для оптимального соотношения используемой земли и продуктивности растений их следовало бы высаживать в горшках. Дескать, площадь, захватываемая корневой системой, не соответствует тому количеству полезного продукта, который растение даёт. Но учёные пришли к выводу, что в действительности нет такого горшка, который удовлетворил бы растение. Или же он должен быть такой величины, что, так сказать, само понятие горшка теряет смысл.
МРТ позволила учёным наблюдать следы воды в корнях растений и, соответственно, увидеть, как корни распределяются под землёй. Для экспериментов с МРТ были использованы сахарная свёкла и ячмень. По словам исследователей, примерно за две недели с момента прорастания семян корни растения достигают стенок горшка и сообщают об этом надземным побегам, которые в ответ замедляют рост. Невозможность раскинуть корни по своему усмотрению сокращает продуктивность: в другой серии экспериментов исследователи сравнивали рост примерно у 80 разных видов, и в каждом случае удвоение размеров горшка приводило к удвоению размера растения.
Иными словами, в случае растения в горшке мы имеем полную аналогию с птичкой в клетке: ограничения вводят организм в стресс, и организм начинает плохо себя чувствовать. Так что, если хотите увидеть, на что способен ваш фотосинтезирующий любимец, избавьте его от «горшочной темницы».
http://science.compulenta.ru/691211/ |