Когда-то в Новой Зеландии обитали гигантские птицы моа высотой до 3,5 метра. У них не было крыльев, и поэтому их легко истребили аборигены маори. Хотя эти птицы занесены в список вымерших видов, до сих пор ходят упорные слухи, что их видели в ХХ веке в укромных уголках Северного острова Новой Зеландии.
Гиганты, истребленные человеком
еще в конце XVIII века в Новой Зеландии можно было встретить гигантских птиц моа, сегодня они занесены в список вымерших видов, но энтузиасты все еще надеются обнаружить в укромных уголках двух огромных островов живые экземпляры этих уникальных пернатых. Когда-то, еще до прихода людей, Новая Зеландия была настоящим птичьим «заповедником», здесь отсутствовали млекопитающие (летучие мыши не в счет), царство пернатых процветало и множилось, и только гигантский орел представлял серьезную опасность для самых крупных его представителей — птиц моа.
По мнению ученых, когда-то очень давно предки моа прилетели в Новую Зеландию, здесь им очень понравилось, а полное отсутствие наземных хищников стало причиной постепенной утраты привычки летать. Недавно группа ученых предположила, что моа разучились летать после гибели динозавров, которые представляли для них серьезную угрозу. Ящеров не стало, и у моа полностью отпала необходимость летать. У них не осталось даже рудиментарных крыльев.
Моа утратили крылья и стали ходить пешком, питаясь листьями, фруктами, побегами и корешками. До появления на островах человека моа эволюционировали примерно в десять различных видов. Кроме гигантских моа были и небольшие по размерам виды весом не более 20 кг. Самые же крупные экземпляры моа в высоту достигали 3,5 метра и весили около 250 кг. Причем самки были почти в два раза тяжелее самцов.
"Конечно, такие нелетающие и некусающиеся питательные «курочки», эдакие горы мяса на двух ножках, стали легкой и лакомой добычей для переселенцев с островов Полинезии, получивших от белых первооткрывателей островов название маори. Немалую лепту в уничтожение моа внесли собаки и крысы, завезенные на острова полинезийскими переселенцами. По прикидкам ученых, период истребления моа растянулся с IX по XIV век
О чем рассказывают кости
Интерес к столь экзотической птице проявился у европейских ученых во второй четверти XIX века. Скелетов моа на островах было в избытке, а вот живые экземпляры на глаза не попадались. Пытаясь разыскать уцелевших птиц, ученые организовали ряд экспедиций в самые отдаленные уголки островов. Энтузиазм исследователей подогревала легенда маори, согласно которой на вершине горы Бакапунака якобы прячется один спасшийся моа. К сожалению, на горе никто не прятался, ни одной живой птицы найти не удалось.
Первым исследователем моа стал палеонтолог Ричард Оуэн, именно он доказал, что гигантская кость, обнаруженная в Новой Зеландии в 1839 году, принадлежит птице, а не какому-нибудь животному. Ученый посвятил 45 лет своей жизни изучению моа. По его просьбе натуралист Уолтер Мэнтелл в период с 1847 по 1850 годы собрал для него около тысячи костей гигантских птиц и осколков скорлупы от их яиц. Оуэн описал различные виды моа и собрал для музеев несколько скелетов гигантских птиц. В середине XIX века вблизи от Кромвеля удалось найти самое большое яйцо моа: его длина равнялась 30 см, а диаметр — 20 см.
Исследование моа продолжается и в наши дни. Например, сравнительно недавно ученые установили, что в популяциях моа самок было в пять раз больше, чем самцов. Это был своеобразный птичий матриархат, исследователи полагают, что самки, более крупные, чем самцы, вытесняли последних с наиболее богатых кормами участников, проводя агрессивную территориальную политику.
В 2009 году ученые сообщили, что им удалось реконструировать окраску гигантской вымершей птицы. В распоряжении ученых были перья возрастом в 2,5 тысячи лет, исследовав их ДНК, исследователи установили, что у четырех видов моа было невзрачное коричневое оперение, лишь у некоторых особей были белые кончики перьев. Как считают исследователи, оперение нежно-оливкового оттенка коричневого цвета служило для
моа хорошей маскировкой от гигантского орла
"хааста. Именно он был единственным врагом моа и самым крупным орлом в мире
Итак, как же выглядела эта крупнейшая в мире птица? Моа считаются близкими родственниками страусов, они и были похожи на этих птиц. Две
«накачанные» ноги, несущие бескрылое тело с длинной шеей, увенчанной немного сплющенной головой с загнутым книзу клювом. Все тело птицы покрывали перья. Любопытно, что моа, как и наши куры, проглатывали камешки, которые у них в желудке перетирали пищу. Теперь эти отшлифованные камешки находят рядом с костями моа.
В поисках царь-птицы
даже сейчас в Новой Зеландии находят неплохо сохранившиеся скелеты моа и не только кости, но и перья и даже высохшие кусочки мышц и сухожилий. Немудрено, что после таких находок у многих возникает мысль поискать в укромных уголках островов и живых птиц. К таким поискам побуждают и свидетельства очевидцев. В XIX веке иногда происходили встречи с гигантскими птицами. Например, однажды охотники на тюленей в районе рядом с проливом Кука перепугались от вида громадных птиц, выбежавших на берег из леса. В 1860 году отпечатки лап огромной птицы видели чиновники, размечавшие земельные участки. Птичьи следы вели в заросли между скалами, в том районе было немало известковых пещер, возможно, именно в них прятались последние моа.
В 1959 году в научном мире грянула небольшая сенсация: с самолета якобы удалось сфотографировать живых «вымерших» моа. Снимок был опубликован в английском журнале «Лондон иллюстрейтед ньюс», на нем можно было рассмотреть неясные силуэты пернатых гигантов. Позже выяснилось, что это газетная «утка». Во всяком случае, директор новозеландского музея в Веллингтоне Роберт Фалла заявил: «Я со всей определённостью заявляю, что никто не видел и не фотографировал живых моа».
Однако уже в новом тысячелетии разговоры о выживших моа возобновились. Австралийский натуралист Рекс Гилрой уверен, что живые моа обитают в отдаленных уголках Северного острова Новой Зеландии, причем на территории национального заповедника Уревера. Правда, это не гигантские птицы, а маленькие кустарниковые моа, но в любом случае, если их удастся обнаружить, это будет научная сенсация.
"Гилрой говорит: «Я убежден, что кустарниковые моа все еще живы. У меня есть определенные доказательства существования небольшой колонии птиц в Уревере. И для меня действительно важно, чтобы она действительно там существовала». В 2001 году во время посещения заповедника исследователю удалось обнаружить 35 отпечатков птичьих следов
Скептики воспринимают заявления Гилроя с иронией, заявляя, что все моа вымерли 500 лет назад и теперь можно найти только их костные останки.
Аномальные новости 44,2012 |