Австралийских кальмаров смело можно назвать маленькими гигантами большого секса: при длине тела в семь сантиметров они могут заниматься сексом по несколько часов. Исследователи полагают, что такое усердие и есть причина их малого размера — как, впрочем, и ничтожного срока жизни
Если перевести на русский язык название статьи, которую зоологи из Мельбурнского университета (Австралия) опубликовали в журнале Biology Letters, получится что-то вроде «Энергетических затрат на секс среди головоногих, практикующих беспорядочные половые связи». Можно и вовсе переформулировать в стиле «жёлтой прессы»: «Кальмары убивают себя сексом». Но желтоватый оттенок возникает тут только в том случае, если смотреть на это с чисто человеческой точки зрения. С позиций же эволюционной биологии секс — это не только и не столько приятное и пикантное времяпрепровождение, сколько довольно энергоёмкий процесс, который может привести к преждевременной смерти.
Самый известный пример подобной смерти «от любви» демонстрируют пауки, после исполнения супружеского долга часто идущие на обед самке. Но секс может сократить срок жизни даже без угрозы быть съеденным брачным партнёром. Зоологи экспериментировали с кальмарами Euprymna tasmanica: у этих мелких головоногих моллюсков (около 7 см в длину) половой акт может продолжаться до трёх часов. Всё это время самец крепко держит самку в объятиях, продувая воду через её мантийную полость — видимо, для эротической стимуляции. Исследователи предположили, что столь долгие брачные игры неизбежно должны сказываться на самочувствии животных.
Чтобы проверить это, учёные посадили кальмаров в специальный аквариум, через который шёл постоянный ток жидкости. Чтобы удержаться в толще воды и не прилипнуть к стенке, кальмары должны были всё время прилагать какие-то усилия. Можно сказать, что зоологи организовали что-то вроде постоянной беговой дорожки. О выносливости кальмаров можно было судить по времени, которое они проводили в таком аквариуме «на плаву». Затем кальмаров рассадили по парам, разнополым или однополым. Естественно, разнополые пары предались многочасовому разврату, после чего в аквариумах снова запускали «беговую дорожку». Исследователи были не слишком удивлены, когда выяснилось, что выносливость кальмаров после столь усердного секса падает почти в два раза (по сравнению с теми, кто был в однополых парах, не занимавшихся сексом). Чтобы восстановить силы после половых упражнений, животным требовалось около получаса.
Кальмары E. tasmanica (как, впрочем, и многие другие) всю жизнь проводят в поисках нового полового партнёра, только эта жизнь у них чрезвычайно коротка — всего около года. Исследователи напрямую связывают привычку к многочасовым половым актам с малыми размерами и коротким сроком жизни этих кальмаров. С такими большими и регулярными энергетическими затратами сил не остаётся более ни на что: ни на поиск пищи, ни на то, чтобы удирать от хищника, ни даже на то, чтобы сопротивляться старению. Можно сказать, кальмарам в некотором смысле удалось воплотить в жизнь рок-н-ролльный завет: «живи быстро, умри молодым».
По мнению учёных, природа секса такова, что не только кальмары, а вообще все животные должны выбирать, на что тратить энергию — на долгую жизнь или на интенсивное размножение с разными партнёрами. Пока что это лишь гипотеза, подтверждённая только на нескольких видах, и исследователи планируют провести схожие исследования с другими животными, отнюдь не ограничиваясь головоногими моллюсками.
http://science.compulenta.ru/694848/ |