Удивительно, но животные, как и люди, умеют приручать и «одомашнивать» других животных: разные биологические виды нередко объединяются для совместного проживания на тот или иной срок. Взаимное соседство приносит им многочисленные преимущества, которых они были бы лишены, если бы существовали независимо друг от друга.
Вражья забота
Известно, что кукушка откладывает яйца в чужие гнезда, заботясь таким образом о своем потомстве. Однако есть куда более удивительные примеры.
На острове Врангеля казарки, гаги и гуси гнездятся под защитой грозного хищника — полярной белой совы, располагая свои колонии в непосредственной близости от ее гнезда, иногда всего на расстоянии одного метра! Если совы снимаются со старых гнезд и начинают гнездиться на новом месте, вслед за ними сдвигают свои поселения и их соседи. Это кажется невероятным, однако в действиях птиц есть смысл и расчет: гуси знают, что совы не подпускают врагов к своему гнезду ближе чем на 200 метров. Если какой-то хищник (к примеру, песец) осмелится перейти границу ее владений, то будет схвачен в цепкие лапы, поднят в небо и сброшен с высоты. Так же поступит сова и с шапкой человека, приблизившегося к ее гнезду. При такой эффективной обороне гуси и гаги могут спокойно сидеть на яйцах. Самих сов они не опасаются: хищницы не трогают «подопечных» птиц, позволяя им не только гнездиться поблизости, но и «выгуливать» подросших птенцов на территории своей охотничьей зоны. Чем объясняется подобная терпимость со стороны хищника, ученые пока не знают. Возможно, данный альянс все же носит двусторонний характер.
Ты – мне, я – тебе
В чистоте и гигиене нуждается все живое. Всем известно, как старательно занимаются своим туалетом птицы, перебирающие клювом каждое перышко, как вылизывают себя кошки, как выискивают друг у друга паразитов обезьяны и даже муравьи. Но случается и так, что животные разных видов помогают друг другу в поддержании чистоты. Со времен Геродота известно о содружестве нильского крокодила с маленькой птичкой — куличиком, или «живой зубочисткой», как его иногда в шутку называют. Пробежав по спине и морде крокодила, как по бревну, она садится прямо в пасть чудовища и начинает доставать из нее пиявок и остатки трапезы, застрявших между зубами. Крокодил после таких процедур, очевидно, испытывает облегчение. Он никогда не смыкает челюстей, прежде чем птичка насытится и улетит. Такой вот негласный «уговор» о взаимной помощи.
Морские обитатели тоже оказывают друг другу «санитарные» услуги. Так, стайки рыбешек под названием кардинал сопровождают в качестве чистильщиков морских ежей, нисколько не боясь их острых ядовитых игл, достигающих в длину 30 сантиметров. Еж, способный доставить серьезные проблемы даже крупному животному или человеку, аккуратно раздвигает иголки или собирает их в пучки, чтобы рыбкам было легче добраться до его кожи. За неоценимую помощь в истреблении паразитов еж берет на себя роль их защитника: в случае угрозы извне он распускает иглы и дает возможность рыбкам укрыться в их чаще.
Шапка-невидимка
Неподвижные морские организмы — актинии — используют своих хозяев как транспорт. Сидя «верхом» на раке-отшельнике или крабе, они получают больше возможностей для охоты. К тому же проточная вода позволяет им быстрее обновлять воду в чреве, что для них жизненно необходимо. Раки же и крабы находят в них грозных защитниц: ядовитые щупальца актиний обожгут любого, кто осмелится на них напасть. Некоторые крабы вообще не выпускают актиний «из рук»: держат в каждой клешне по экземпляру, применяя их для защиты и нападения.
Иногда «соседи» помогают друг другу маскироваться: краб-паук с Большого Барьерного рифа сажает себе на спину губку, предварительно подрезая ее клешнями до нужных размеров. Это «одеяние» делает его незаметным для врагов. Подрастая, губка начинает выступать за края панциря, тогда краб-паук снимает ее со спины, вновь подрезает и водружает на прежнее место. Так и живут они всю жизнь вместе.
Особенности птичьей рыбалки
Бакланы и пеликаны часто проводят совместные облавы на рыбу. Происходит это так: бакланы, которые уверенно чувствуют себя на большой воде и отлично ныряют, гонят рыбу в сторону берега, на котором выстраиваются широким полукругом пеликаны — мастера охоты на мелководье. Когда загонщики достаточно приблизятся, пеликаны начинают изо всех сил бить по воде огромными крыльями, поднимая страшный шум и оглушая рыбу. При этом рыбий косяк теряет ориентиры и в панике мечется в окружении. Шеренги птиц все сильнее сближаются, в бурлящем водовороте рыбы становится едва ли не больше, чем воды. Вот теперь самое время и полакомиться вдоволь!
Совместную охоту на рыб пеликаны и бакланы пытаются организовать даже в неволе. Такие случаи наблюдались, например, в Московском зоопарке.
Остатки сладки
В природе немало случаев, когда мелкие звери или птицы превращаются в спутников более крупного хищника и систематически питаются остатками их обеда. Так, песцы и белые чайки сопровождают в зимнее время медведей, гиены и шакалы стремятся быть поближе к царю зверей льву. Это — животные-«нахлебники», они обычно не приносят никакой пользы своим «хозяевам». Однако бывают исключения. В Африке живет непримечательная птичка, похожая на кукушку — медовед. Она всегда занята поиском гнезд диких пчел: очень уж нравится ей воск, из которого построены соты. Но будучи не в состоянии собственными силами разрушить улей, медовед прибегает к посторонней помощи. Чаще всего птица выбирает в компаньоны барсука, но иногда берет «на дело» павиана или даже человека. Птица машет крыльями, призывно стрекочет, совершает необычные телодвижения, пытаясь обратить на себя внимание. Увидев такое, местные жители уже знают, что нужно делать. Они идут по пути, указываемому птичкой, порой преодолевая значительные расстояния, а медовед, усаживаясь на деревьях, поджидает спутника, стараясь постоянно находиться в поле его зрения. Подведя человека к гнезду, она устраивается неподалеку и наблюдает, как тот опустошает улей. После его ухода наступает ее черед лакомиться. Люди всегда оставляют птичке долю, чтобы не обмануть ее ожиданий и не охладить рвения на будущее. Впрочем, чаще именно человек испытывает разочарование: случается, медовед приводит людей к их же ульям.
Плата за постой
Было бы несправедливо обойти молчанием насекомых лишь потому, что они мелкие. Малы ростом, но велики числом. Они превратили норы грызунов и хищников в своеобразные общежития. Здесь можно встретить не только откровенных паразитов — блох и клещей, но и жуков, кузнечиков, бабочек, мух, комаров, мокриц, пауков и даже скорпионов. Их влекут сюда интересы желудка, а также благоприятный для выживания микроклимат и возможность спрятаться от врагов.
А что творится в муравейниках! Если бы мы решили перечислить всех «постояльцев» поименно, то получился бы список на несколько страниц. На сегодня известно около двух тысяч видов, «сожительствующих» с муравьями. Это преимущественно членистоногие. Но чем же они «платят» своим «хозяевам» за «постой»? А вот чем. Одни из них (те, что питаются отходами) содействуют очистке муравейников от трупов и мусора. Другие занимаются туалетом самих муравьев — очищают их панцири от грязи. Третьи заботятся о прочности муравейника. Гусеница бабочки, к примеру, укрепляет собственной паутиной стенки муравьиного жилища. Вполне удобные «постояльцы».
Каждой твари… по твари
Никто и ничто на планете не существует обособленно, взаимоотношения в природе сложны и подчас парадоксальны: охотники и их потенциальные жертвы иногда вполне мирно сосуществуют, предоставляя друг другу защиту и пропитание. Можно не сомневаться, что дальнейшее изучение этого удивительного явления — симбиоза (или совместного проживания) — обогатит науку ценными сведениями о самых невероятных взаимоотношениях представителей животного мира.
Юлия МИГИТА
Ступени №4 (февраль)/2015 |