Кикиморой называют дух, который обитает в домах. Она считается женой домового. Есть еще кикимора болотная. Название ее происходит от места жительства. Она живет на болоте и является женой лешему. Болотная кикимора похожа на свою домашнюю сестру. Отличается только цвет кожи и длина волос.
В кикимору верили еще в далекой древности. Название происходит от имени известной богини Морены. Ее могли еще называть Марой или Морой. Потом к данному имени приложили корень «кик», который обозначает горбатость.
В самом деле, выглядит кикимора действительно старой и некрасивой. У нее худое тело и маленькая голова. Волосы всегда растрепаны, лицо безобразно, а вместо одежды лохмотья. Правда, случается, кикимора представляется и как молодая, красивая девушка с длинной косой и как совершенно голая. Говорят, бывают кикиморы мужского рода, но крайне редко.
В глухих псковских болотах живет нечисть, с которой довелось встретиться Владимиру Смелянскому. Вместе со своим другом Сергеем он приехал к его родственникам поохотиться. Городских гостей встретили радушно — несколько дней Григорий Севериныч, двоюродный дядька Сергея, водил охотников по местным угодьям.
Места в Пилистово-Ловатском болотном массиве хоть и заповедные, но на некоторых птиц охота разрешена. Когда все ближние озера и речушки уже были обследованы, егерь предложил сходить на дальнее большое озеро.
Вышли еще до зари, шли долго, но зрелище того стоило — таким обилием и разнообразием пернатых может похвастаться далеко не каждый заповедник. Пока зачарованные охотники наблюдали за птицами, погода испортилась, и хлынул проливной дождь. Возвращаться обратно пришлось напрямки, через Гнилое болото, чем Севериныч был очень недоволен: дорога по топким местам опасная, да и нечистая сила пошаливает.
Друзья пообещали, что будут соблюдать указания проводника, а на счет нечистой силы... на дворе XXI в. Уже на середине пути, несмотря на все предосторожности, Сергей все же в трясину провалился. Пока Севериныч с величайшей осторожностью вытаскивал утопающего за ремень от ружья, Владимир повернулся, чтобы поискать палку подлиннее. Вот тут ему и пришлось замереть — на травяном островке неподалеку сидел диковинный зверь.
Серовато-зеленое покрытое чешуей туловище с очень короткими перепончатыми лапами и толстым хвостом. Голова большая и плоская, похожая на рыбью, а широкая пасть полна мелких острых зубов.
Инстинкт охотника сработал вперед всех других мыслей, и Владимир выстрелил по чудовищу. Дробь не причинила монстру никакого вреда, но заставила ретироваться — с плеском полутораметровое животное нырнуло в воду.
К этому времени Сергей с Северинычем уже стояли на тропинке. «Вот это и есть наша кикимора», — прокомментировал егерь. Охотники и местные жители и раньше встречали в здешних местах этого монстра, который по описанию больше всего похож на доисторическое животное ихтиостегу.
По мнению ученых, ихтиостеги жили более 300 млн лет назад и были переходной формой от водных животных к наземным. Останки этих древних существ находили на территории современной восточной Гренландии.
Также подобные находки делали и в Европе, но никто не предполагал, что в псковских болотах под личиной кикиморы скрывается живой экземпляр древнего монстра. Теперь тут есть над чем поломать голову не только фольклористам.
Подобные места имеются во многих регионах России. Одно из таких озер есть в Смоленском Поозерье, в Демидовском районе, поблизости от деревень Протокина Гора и Приставки. Местные жители называют озеро по-разному, чаще всего Стретным, хотя в здешних краях есть еще два других Стретных озера.
Помнится, еще Н.М. Пржевальский писал в своем дневнике, что собирается на рыбалку на Стретное. Знаменитого путешественника смутило лишь то, что, по рассказам местных жителей, в озере водятся одни лишь окуни, а охраняет их... леший.
Впрочем, леший — лешим, а озеро, скрытое густым лесом с одной стороны и с клюквенным болотом на другом берегу, — весьма привлекательное место как для туристов, так и для рыбаков.
Вот что рассказал Сергей Прохоров:
— Мы с друзьями вшестером направились на это самое озеро порыбачить. Людей собралось много, путь предстоял неблизкий, так что ехать решили на машинах.
По неизвестной причине оба автомобиля разом заглохли. Никакие мыслимые и немыслимые манипуляции не помогали. Все шестеро, целые и невредимые, добрались к вечеру до места назначения. Впрочем, машины пришлось оставить в деревне по причине бездорожья. Прогуляться пешком несколько километров — дело неутомительное, так что мы скоро были на озере.
Лагерь разбили на лесистом берегу, откуда открывался прекрасный вид на озеро. Развели костер, поставили кипятить воду. Вечерняя рыбалка не удалась: паре окуней, пойманных на удочку, пришлось даровать свободу, и потому на ужин мы готовили рис с тушенкой.
После плотного ужина спать почти не хотелось. Лежа в палатке, мы стали вспоминать истории про перевал Дятлова и прочие туристские вылазки с трагическим концом. Наш разговор прервало зловещее хихиканье, раздававшееся откуда-то с болота.
«Кикимора болотная» — пошутил кто-то. Звуки стали приближаться. Мы выскочили из палатки. Уверенность, что ни один известный нам зверь не может издавать таких звуков, усилилась. Подбросив дров в костер, мы легли спать, решив, что вшестером мы справимся с любым зверем, к тому же хихиканье не указывало на крупный размер болотного жителя.
Под утро с берега потянуло сыростью, и в палатке стало прохладно. В предрассветной мгле не просматривался даже противоположный берег крохотного озерца. Над водой нависла густая дымка. Соседи по палатке не думали просыпаться, и я решил в одиночку сплавать на противоположный берег сфотографировать рассвет. Болотистая топь не останавливала меня: то тут, то там виднелись карликовые деревца, так что шанс выйти с лодки был вполне реален.
Озеро я пересек минут через десять. Оставив лодку в небольшой бухточке, вытоптанной диким зверьем, приходящим на водопой, я вылез на мох. Мох качался и звенел. Каждый шаг отдавался чудной гаммой бурлящих, кряхтящих, сопящих звуков. Я медленно прошел метров на пять от берега, чтобы осмотреться и сфотографировать общий план озера.
Стоило мне немного отдалиться от кромки воды, как стало ясно, что дорога назад потеряна: густой туман скрыл все кругом, следы в вязком мху исчезли, а лодки нигде не было видно. Кругом — ни звука, только бурление воды под слоем мха. В нос ударил сильный запах багульника.
Вдруг из тумана раздались странные звуки, похожие на хихиканье, слышанное нами ночью. Кто-то смеялся на краю болота, у опушки леса. Хихиканье становилось громче. Вдруг в тумане стал просматриваться неотчетливый странный силуэт: как будто какой-то зверек прыгал на задних лапках. Приблизившись, метрах в тридцати тень скользнула под мох и пропала. Бурление воды под ногами резко усилилось, болотная почва начала дергаться и подвывать.
Минут через пятнадцать туман исчез, и я увидел вдалеке озеро. На берегу ждал не очень приятный сюрприз: лодка исчезла. Возвращаться на стоянку пришлось пешком: сначала по топям, а потом по твердой почве. Надежда, что лодку отогнало волной куда-нибудь в другое место, была ничтожно мала: на озере был полный штиль.
Вернувшись на стоянку, я рассказал друзьям о своем приключении. Конечно, моего рассказа всерьез никто не воспринял. «Так вон твоя лодка, на том берегу стоит!»— и я не поверил своим глазам. Действительно, лодка стояла в том месте, где я оставил ее утром и где она пропала таинственным образом.
За лодкой мы пошли втроем, чтобы, если кикимора, или кто бы там ни был, проявит себя в очередной раз, удостовериться, что это не болотный дурман. Видимо, таинственный обитатель здешнего болота испугался встречи с группой людей или просто не захотел быть сфотографированным в отсутствие тумана.
Так или иначе, мы не увидели и не услышали никого и вернулись к стоянке на не пострадавшей после исчезновения лодке. А через час уже ехали в направлении дома, вспоминая местную кикимору и обижаясь на нее за похищенную лодку и незавидный улов.
Комментирует Андрей Максимов, доцент СмолГУ, специалист по славянской демонологии:
– Кикимора – один из наиболее загадочных персонажей славянской демонологии. Контакты с ней у человека происходят гораздо реже, нежели с домовыми, водяными, лешими. Поэтому и рассказов об этом существе исследователями зафиксировано гораздо меньше, чем о других духах. На Смоленщине, судя по трудам этнографов того времени, о них мало что было известно уже в конце XIX века.
Многие сегодня знакомы с образом кикиморы, но в массовом сознании он закрепился под влиянием художественных произведений, кинематографа, мультипликации, эстрады, а не путем передающихся из поколения в поколение, от стариков к детям, рассказов. А уж истории о том, как в настоящее время люди где бы то ни было встретили кикимору, – вообще редкость.
http://paranormal-news.ru/news/vstrechi_s_bolotnoj_kikimoroj/2015-05-02-10781 |