Волков не назовешь самыми популярными животными на свете. Мы приручили часть из них и назвали собаками, но остальные так и осталась… волками. Хищниками, для которых естественно зарезать человека, корову или овцу. Волки заняли нишу, полностью противоположную собакам: это наши «ближайшие враги». Но так ли много мы знаем о них?
Волкам не слишком повезло на впечатляющих прародителей. Самый древний из их предков — койот Джонстона, он же волк-зайцеед — бегал по степям Северной Америки около восьми миллионов лет назад. Цифра впечатляющая, но, по меркам эволюции вида, практически ничтожная. Зайцеед не выделялся ни размерами, ни свирепостью, ни интеллектом. Главная его заслуга — он смог выжить и дать начало роду койотов и волков.
Наиболее массивный представитель рода волчьих носит гордое имя «ужасный волк». Он тоже обитал в Северной Америке, но уже относительно недавно — около 16 тысяч лет назад. Воображение рисует картину могучего зверя — но на деле «ужасный волк» достигал в длину 1,7 метра, а весил около 70 килограмм. Примерно как современные серые волки.
Род ужасных волков прервался во время последнего ледникового периода. Они охотились лишь на крупную дичь — бизонов, гигантских ленивцев, западных верблюдов, но не были способны догнать шустрых лошадей, оленей и даже зайцев. Ледниковый период больно ударил по популяции крупных животных, и ужасные волки вымерли, оставшись без источника пищи. Их место заняли более приспособленные виды волков.
По-вольчи выть
Волки — крайне успешные хищники, великолепно владеющие навыками выживания. Они расселились практически по всему северному полушарию, заняв леса, степи, полупустыни, тундру… Волки прекрасно подстраиваются под новую среду обитания, что привело к появлению огромного числа подвидов. В зависимости от местности и климата меняется и размер волка. Самые небольшие — не достигающие и метра в длину особи — водились на островах Японии.
Основная причина столь широкого распространения волков — высокий интеллект и навыки охоты стаей. Все знают, что волки воют, но это лишь малая часть их языка. Разнообразие волчьего общения невероятно: они тявкают, подвывают, лают, скулят, рычат… Каждый звук имеет собственную окраску и значение — более подробным языком могут похвастаться только люди и некоторые летучие мыши. С помощью голоса волки, к примеру, могут координировать нападение на добычу. Было зафиксировано, как стая волков по цепочке передавала информацию про стадо оленей, движущееся на юг. Волки находились друг от друга на расстоянии восьми километров, но с помощью воя могли безошибочно отслеживать местонахождение дичи — благодаря всего одному волку, следящему за ней.
Еще одно назначение воя — диалог с другими стаями волков или собратьями-одиночками. Кроме практических целей, волки воют просто «для души» — коллективное пение помогает сбросить стресс и выразить себя.
Долгое время считалось, что волки сбиваются в стаи как попало, а затем наиболее сильный и умный самец становится вожаком. Отсюда пошла знаменитая классификация, делящая членов того или иного общества на «альфа», «бета», «омега»-особей, по аналогии с волчьей стаей. Но более поздние исследования показали, что разношерстые группы волков — скорее, исключение, чем правило. В основном волки создают стаю из семейной пары: во главе стоит отец или мать, остальные — их дети и близкие родственники. К такой «мафии» могут прибиться волки-одиночки, но в относительно небольшом количестве и почти никогда — на лидирующих ролях. Все-таки, семья — прежде всего.
Чудовища и мудрецы
Волк в фольклоре, как и многие другие хищники, фигура двойственная. Многие народы наделяли его исключительно дурными качествами — жадность, подлость, обжорство… Китайцы пошли дальше всех, сделав волка еще и воплощением похоти.
В средневековой Европе волки считались зверями Сатаны, их беспощадно отстреливали по лесам и пугали детей жуткими сказками. При этом непонятно, откуда выросли подобные страхи — ведь в древнем Риме волков уважали и считали благородными животными. Волчица выкормила Ромула и Рема — основателей Рима, волк был символом победы и надежды. Древние скандинавы отмечали кровожадность волков, но почитали их храбрость и ум. Чудовищный волк Фенрир терпеливо сидел на волшебной цепи, ожидая Рагнарека, чтобы пожрать Одина — главного из богов. Но при этом самого Одина сопровождали два других волка: верные спутники Гери и Фреки.
В Японии волка звали «оками», и в местных легендах он являлся посланником богов, отправленным на помощь людям. Европейские и китайские сказки описывают волка как однозначно злого персонажа, мечтающего лишь набить себе желудок. Тогда как в легендах индейцев Северной Америки или русских народных сказках волк зачастую играет роль мудрого проводника и хранителя знаний. Вспомните сказки про Ивана Царевича и Серого Волка: волк-оборотень оберегает непутевого человека и дает ему ценные советы. Многие индейские и славянские племена почитали волка как животное-тотем, основателя рода. В традиционной геральдике волк в первую очередь выступал в роли побежденной алчности и злобы, но также мог символизировать преданность семье и способность постоять за свой дом.
Человек волку — волк
Один из самых непростых вопросов, связанных с волками, — насколько опасны они для человека? На первый взгляд, ответ очевиден: разумеется, очень опасны. Тем более, случаев нападения волков на людей множество. Но имейте в виду: чаще всего на человека нападают волки-одиночки, зараженные бешенством. Суровая зима и отсутствие добычи могут вынудить стаю искать пропитания около деревень, могут даже заставить кинуться на одинокого путника — но никак не забираться в дома. В целом, волки предпочитают держаться подальше от двуногих, принимая нас за равных.
В пользу этой теории говорит не только многолетнее стороннее наблюдение за поведением волков. К примеру, британский натуралист Шон Эллис, прозванный «человек-волк», прославился тем, что более двух лет прожил… в волчьей стае. За эти годы он стал полноправным членом волчьей семьи, изучил их язык, охотился с ними и воспитывал потомство. Шон ел лишь сырое мясо и орехи, спал на голой земле и ни разу не менял одежду. Он собственным примером доказал, что волки — не безжалостные убийцы, но добрые и мудрые звери: настолько добрые, что готовы чтобы принять человека.
Неразлучные враги
… Война людей и волков длилась тысячелетия и окончилась полной победой людей. Местами даже чересчур полной — некоторые подвиды наших серых братьев оказались истреблены на корню. Мы никогда больше не увидим миниатюрного японского волка, равно как мексиканского, испанского, кенайского и волка скалистых гор. Война есть война, и жертвы неизбежны, к тому же, многие эти виды, вероятнее всего, вымерли бы без участия человека. Но и столь обширного истребления можно было избежать. Наши предки отстреливали волков не только ради спасения своей жизни или сохранности скота — они это делали также для развлечения, из страха, навеянного слухами о бешеных животных, и просто в качестве превентивных мер. Они не знали, что волки сами выступают в качестве «лесных санитаров». Баланс природы — штука хрупкая, достаточно выдернуть одно звено из цепи, и все может обернуться катастрофой. Избитая фраза — но от этого она не перестает быть правдой…
Волки очень, очень похожи на нас с вами. И то, что они оказались по другую сторону баррикад, не умаляет их достоинств. Если у них хватает разума принять людей как равных себе — чем можем ответить им мы?
Сергей Евтушенко
Оракул №6 (июнь)/2014 |