Один из крупнейших писателей средневековья Агрикола (XVI век) неоднократно упоминает в своей книге «О подземных минералах» маленьких человечков. Ом утверждает, что подземные духи являются демонами и делятся на, два вида: одни - похожие на молодых пигмеев, другие - дряхлые, скрюченные старички. Места, где они обитают, чаще всего богаты полезными ископаемыми или драгоценными металлами.
Средневековый епископ Олаф Магнус описывает в своих трудах шесть групп горных гномов, однако относит их к порождениям сатаны. Подземные духи, по словам Магнуса, часто появляются в рудниках и делают вид, что помогают шахтерам. Но на самом деле они стремятся помешать рабочим. Горнодобытчики, ничего не обнаружив там, где уже побывали карлики, принимаются громко ругаться и богохульствовать - силам зла, естественно, только того и надо.
Наряду с этим есть сказания, повествующие о добром отношении гномов к людям. Случаи эти, в первую очередь, относятся к серебряным шахтам. Например, в старинном руднике Маркирхе, существующем в Эльзасе с 963 года, в 1539 году был найден 100-килограммовый самородок серебра, а в конце следующего века - 500-килограммовый! В тех местах считалось, что в руднике властвует Горный Дух, который помогает рудоискателям и не скупится на подарки. В Эльзасе даже существует красивая легенда о любви Горного Духа к земной девушке, дочери одного из рабочих. Но красавица лишь посмеялась над беднягой. Тогда Дух решил покинуть свои владения, но на прощание все же подарил своей возлюбленной розу, сделанную из чистого серебра. Она и поныне хранится в Эльзасе и обладает магическими свойствами. Всякий раз, когда семью ждет счастливое событие, цветок раскрывается, а если грядет несчастье - плотно сжимает лепестки. По преданиям, гномы водились не только на серебряных рудниках. Сходство ближайших минеральных родственников железа - кобальта и никеля - удивительным образом начинается с имен Кобольда и Никеля - прозвищ горных гномов. Кобольд приноровился воровать драгоценный минерал прямо из руды, а Никель специализировался на медных рудах.
Испорченную этими демонами руду шахтеры называли купферникелем, мало чем отличавшимся от медной руды. Но при укладке его в печь неожиданно поднималось облако ядовитого дыма, разившее чесночным смрадом! Горняки долго еще терпели проделки шкодливых гномов, пока в XVI веке молодой сын аптекаря Кристофпер Шюрер не раскрыл наконец тайну кобальта. После неимоверных усилий и многодневных опытов он сумел получить из зловредного металла прекрасную синюю краску. Теперь ее используют в изготовлении знаменитого голубого кобальтового фарфора.
Подземные карлики испокон веков считаются и хранителями кладов. Правда, они не желают расставаться со своими богатствами и жестоко наказывают тех, кто осмеливается нарушить их покой. Теолог Боден в своей «Демономалии» рассказывает, как компания молодых любителей легкой наживы из города Магдебурга узнала, что под одной из старых городских башен зарыты несметные сокровища. Вооружившись лопатами, молодые люди принялись за работу. Но как только они начали копать, послышались страшный шум, какие-то голоса, а вслед за этим башня рухнула, похоронив под обломками всех несчастных.
На острове Мальта во время одного из крестовых походов двое рыцарей повстречали колдуна, который уверил их в своей способности отыскивать кла-ЧчлДЫ. Он пообещал им сокровища взамен на выкуп его из рабства. Слово чародею было дано, и все трое отправились за ним к тайнику, где маг принялся копать. Когда цель была уже близка, колдун решил передохнуть и попросил рыцарей принести ему воды. Возвращаясь обратно, друзья услышали громкие крики о помощи. Подбежав к тому месту, где оставался кладоискатель, они увидели его труп, исполосованный крестообразными надрезами. Рыцари отнесли труп на берег моря, бросили его с камнем на ногах в воду и, перекрестившись, отправились домой... Образ властителя гор часто встречается и в русском фольклоре. Это знаменитая Хозяйка Медной горы, с большой любовью воспетая сказочником Бажовым. Обычно «наши» гномы более добры и покладисты, чем их европейские собратья.
Считается, что таинственные обитатели подземелий встречаются и поныне. Существует целый цикл легенд о Белом и Черном спелеологах. Первый помогает исследователям пещер, второй -мешает.
Некоторые исследователи аномальных явлений предполагают, что мир, где нам посчастливилось пребывать, состоит из двух частей - физической и нефизической. Подавляющее большинство людей не воспринимают второй мир. И лишь избранные способны видеть его и вступать с ним в контакт.
Все силы и сущности, действующие в нефизическом мире, разделяются на «черные» и «белые». Первых постоянно притягивает в физический мир энергия живых существ, прежде всего людей. Дьявольские силы лишены способности воспроизведения себе подобных. Поэтому воплощаются они в физическом мире за счет человеческой энергии. Таков, очевидно, механизм появления домовых, русалок, леших и прочей нечисти. Одни из них творят добро, другие - зло, и все вместе многие века уживаются с людьми, порождая все новые и новые легенды.
Александра БЕЛАЯ
НЛО 33,2002 |