Наш специальный корреспондент Николай Варсегов охотился в вятских лесах на "снежного человека", который уж много лет терзает местное население
Комсомольцы лешего прогнали
"Снежный человек", он же леший, он же йети, лесной, шиликун и т. д., водится на Вятке со времен незапамятных. Еще дед мой Матвей рассказывал, как в начале 20-х в их деревне Госковщина, верстах в 20 от города Вятки (ныне Киров), старый колдун Анисим водил крепкую дружбу с лешим. Потому Анисима все боялись и платили ему частью от урожая, чтобы в деревне мору, пожару или еще какой напасти не приключилось.
Мы, пацаны деревенские, в 60-х годах о "лесном дядюшке" много всякого слышали и относились к нему столь же спокойно, как, скажем, к медведю. Ни того, ни другого живьем не встречали, но знали, что за грибами туда и туда ходить нельзя. В этом бору медведи, а там, у болот, семья лешаков живет. Но "по грибы" и чистых лесов хватало, где леший и лютый зверь, по словам взрослых, никогда не заведется. А почему не заведется, про то нам не объясняли. Видно, люди, зверье и нечисть как-то негласно и подсознательно делили меж собой территорию, благо было ее достаточно. А потом там открыли ударную комсомольскую стройку, от которой почти все живое, включая меня, далеко убежало.
Ныне на Вятке уж не так много мест, где еще водится леший ("снежный человек", йети). Один из таких районов - Верхошижемский, в километрах 80 южнее Кирова. В здешней дремучей тайге йети массово поселился лет сорок назад. Местные егеря полагают, что причина тому - стихийная вырубка лесов на севере области. Рев моторов и мат лесорубов, мол, вынуждают его бежать в леса более тихие.
"Снежные красавицы" палками бросаются
Бывший егерь Сергеев Валерий Иванович, 1946 года рождения, встречался лицом к лицу с "человеком снежным" в лесах верхошижемских не один раз.
- Впервые это случилось в августе 1978 года, - вспоминает бывалый охотовед.
- Я тогда собирал чернику на болотах и вдруг вижу следы громадные босых человеческих ног. Скоро услышал, что за кустами кто-то прячется и за мной следит. Я крикнул: "Кто там?!", - а в ответ у меня над головой просвистела большая коряга, кинули ее метров с 30. Я: "Кто там балует?!" - и тут через полянку пробежали, как мне показалось, три женщины в шубах с густым таким мехом.
Второй раз уже в начале 80-х я охотился на дичь и вышел к мертвой деревне Голямы. Вдруг вижу по берегу оврага идут мне навстречу два мохнатых существа на задних толстых ногах. Когда приблизились, стало ясно, что это детеныши-подростки "снежного человека". Я скинул ружье, и в этот момент из старой бани, метрах в 50 от меня, послышался резкий свист и появилась большая фигура, наверное, мать их. Она стала махать руками, как бы зазывая детенышей к себе. Они тоже откликнулись свистом, но продолжали приближаться ко мне. Тогда она кинулась огромными шагами им наперерез и встала между ними и мной. От меня до нее было всего метров 20, и я хорошо разглядел это существо. Лицо круглое, черное, как у негритянки, без волос, только маленькие усики и бороденка. Похожа больше на обезьяну, чем на человека. Нос приплюснутый. Глаз не видно, только мощные надбровные дуги. Тело покрыто густой рыже-бурой шерстью. Груди большие, плечи широкие, руки длинные, почти до колен...
После у Красной речки я снова охотился. Вдруг метрах в 150 кусты затрещали и на поляну вышел "снежный человек" самец, уже другого типа, чем та самка. Ростом больше двух метров, очень похож на музейного неандертальца. На голове копна светлых волос, лицо светло-серое. Он резко замахал на меня руками, мол, уходи, я сержусь! Я выстрелил в небо, он засвистел, а из чащобы ему ответил свистом другой. Я не стал испытывать судьбу и ушел.
Безработица превратила человека в обезьяну
После пережитого охотовед Сергеев не раз писал рапорта в разные органы с просьбой разобраться и принять меры, а район обитания "снежного человека" объявить государственным заповедником. Но комитеты банально отписывались: "нет денег...", а ученые отвергали йети как элемент антинаучный. Вот один из рапортов Сергеева: "...так же отреагировали кировские ученые-биологи, благо их, ученых, в Кирове целый институт ВНИИОЗ. Официальных ответов не было. А знакомый доктор наук мне вполне серьезно объяснил, что это одичавшие крестьяне, и не больше. Вот если бы "снежного человека" привести в институт, что я не смог сделать, не имея возможности гарантировать ему безопасность. ...Семья "снежных людей" состоит из 12 особей, что я определил по следам (6 взрослых и 6 детенышей). Место их логова я нашел, но дело дальше разговоров не пошло".
И впрямь ученые из института ВНИИОЗ напрочь лишены романтизма: "Ладно Сергеев, он всю жизнь в лесу проторчал, но вы-то, корреспондент уважаемой газеты! XXI век на дворе, какой там "снежный человек", к лешим?!"
Связь со "снежным человеком" и для егеря Сергеева не прошла безболезненно. В девяностых годах его подкосил тяжелый инсульт, и теперь наш подвижник едва передвигается.
Может, это запасной "homo sapiens"?
С коллегой из кировского представительства "Комсомолки" мы отправились по наводке Сергеева в таежную вымершую деревню Гурьино, где устроили ночную засаду на йети в заброшенной бане, вооружась топорами. Скажем честно, увидеть воочию "снежного человека" нам не довелось, но его резкий посвист в чащобе не раз заставлял нас вздрогнуть. А кругом на десяток верст ни одного жилища.
Иные полагают, мол, если б он был, то его бы давно поймали, посадили в зверинец, отдали на опыты, съели... - как всякую прочую тварь земную. Но в том-то и дело, что йети, по мнению многих исследователей и священников, тварь внеземная. Он то является к нам из параллельных миров, то опять туда исчезает. Возможно, он запасной тип человека, которого Высший разум держит в резерве на случай погибели нашей породы. Ведь и наш предок - кроманьонец - явился из ниоткуда, поскольку он, как многие считают, не имеет переходного звена между собой и обезьяной. Следовательно, мы тоже из параллельных миров явились на Землю на смену неандертальцу. Другое дело, что в отличие от йети нам не дозволено перемещаться туда-сюда.
Мои подозрения на сей счет подкрепила воспоминаниями о йети ответственный секретарь районной газеты "Верховья Шижмы" Уланова Нина Михайловна:
- Есть у нас место у Красной речки, которое всегда считалось нехорошим. Там никогда не косили траву, не собирали грибы, ягоды, и все обходили его стороной. Неподалеку находилась наша деревня, и однажды мы, ребятня, опаздывая в школу, решили пройти напрямки по тому месту. Было нас четверо, лет от десяти до двенадцати. Стояла теплая майская погода, лес распускался зеленью. И едва мы прошли ту речку, как увидели на опушке леса огромную человеческую фигуру ростом метра под три. Он стоял от нас метрах в пятидесяти с громадными широченными плечами, густо покрыт рыжей шерстью, но самое интересное - он был будто бы на большом экране, то есть он выглядел словно нарисованный на плоскости. Мы, понятно, сильно перепугались и бросились наутек.
Нина Михайловна, будучи журналистом, лгать, разумеется, не может, и по ее рассказу нетрудно сообразить, что в этот самый момент - "он был будто бы на большом экране" - йети переходил к нам из другого измерения.
Как изгнать бесов
В деревне Верхолипово в мае этого года громадного лешего, вышедшего из леса, наблюдали из окон своего дома три сестры от 14 до 19 лет. Девушки до сих пор так перепуганы, что разговаривать с прессой отказались напрочь. И другие местные очевидцы также стараются не вдаваться в воспоминания о встрече с лешим, поскольку любое слово о нем по здешним поверьям притягивает к человеку нечистую силу: И если помянуть его в лесу, то он уведет человека в такие дебри, откуда выхода нет.
Уездный батюшка отец Евгений также считает "снежного человека" посланцем нечистой силы из потусторонних миров. Для батюшки он - банальный оборотень, появляется ниоткуда и пропадает в никуда, о чем свидетельствуют многие прихожане.
- Сам-то я не местный, с Нижегородской области. Так вот у нас в Шахунском районе лет сорок назад такой случай был. Пошли дети в лес по грибы, по ягоды, человек пять, да и пропали... Недели две их всем миром разыскивали, все Леса и болота прочесывали - нигде нету. Ну уже вроде всем понятно, что живыми их не увидеть. Осень же, холодно. И вдруг все являются целые, невредимые. Мы, говорят, у лесного дяденьки все это время в гостях были. Он нас кормил и поил. Сам он большой такой, говорят, лохматый... Как в дальнейшем сложились судьбы этих детей, мне про то неизвестно. Всякая нечисть пытается завладеть перво-наперво юными душами. Потому все эти "барабашки", полтергейсты, НЛО с так называемыми инопланетянами все они вокруг детей чаще вертятся. Нечистый обязательно старается показаться, чтобы завладеть рассудком, а после и в душу влезть. Я. вот недавно здесь в церкви над одной больной женщиной отчитку проводил. (Чтение специальных молитв для изгнания бесов из человека. - Н. В.) Семь бесов из нее вылезли, убежали, а три еще остались. Она страшно мучилась, да и я все силы отдал. Велел ей приходить еще, но она ослушалась, так и живет с ними, страдает.
Ныне через телевизор столько в человека разных новых бесов вселяется, - продолжал батюшка, - что все труднее их изгонять. Вон в соседнем районе у нас заходит поп в церковь, а бесенок прямо на иконе сидит и ноги свесил. Батюшка-то его молитвой, а бесенок и говорит: "Ты чо меня гонишь, ты на свой приход посмотри! Погляди, какие люди к тебе в церковь молиться приходят! Да я по сравнению с ними почти что ангел!" У меня вон тоже старушка ходит, одного молодого человека извести хочет, все свечки ему за упокой ставит. А человек этот очень благочестивый, и он помог мужу этой старушки, бывшему коммунисту, перед самой кончиной покреститься. И вот теперь нечисть через эту бабушку молодого человека пытается погубить, и старушка не понимает, что творит.
- Отец Евгений, так что же делать, если увидишь в лесу этого "снежного человека"?
- А молитвой его, только молитвой, и он растворится, - просвещал батюшка.
* * *
Ни одно существо, даже анаконда, не вселяет в нас столь мистический ужас, как "снежный человек". И в том его защита от нашего человека.
Тварь существует, и это факт! Его оглашенный свист с той жуткой ночи под мертвой деревней Гурьино стоит у автора в ушах до сих пор. Но у автора нет ясного ответа на вопрос: что с ним делать? Ловить? Оставить в покое? Или через какого-то колдуна установить с ним контакт? Я бы хотел на сей счет изучить соображения непосредственных очевидцев, контактеров с йети и просто любопытных читателей.
* * *
Комментарий "ученого"
"Снежный человек" - это бред!
Виталий Гинзбург, академик, сопредседатель комиссии по борьбе с лженаукой РАН, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР:
- Что, до сих пор кто-то "снежных людей" ищет? Да еще и в России? Бред! Давно это опровергнуто. Много лет назад были слухи, что йети обитают на Памире, но никаких научных фактов, это подтверждающих, до сих пор нет. Ну а искать "снежного человека" у нас, по-моему, это совсем чепуха!
"Комсомольская правда", 21.08.2002, Москва, n.150, стр.10-11
|