Сразу несколько постоянных информаторов сообщили краеведу и издателю из Нальчика Виктору Котлярову, что в верховьях Баксанского ущелья и по пути к нему – в районе Тызыла, Бедыка, Былыма на только что выпавшем снегу были замечены необычные следы: от 50 и более сантиметров, то есть, в два раза больше человеческих.
По конфигурации ясно, что следы не медвежьи. Версия розыгрыша тоже отметается – шутить в это время года здесь некому и не над кем: егеря и пастухи внизу, в селениях. Получается, что только алмасты, как его называют местные жители, мог наследить.
На пост Котлярова в ФБ на эту тему, откликнулась Анастасия, дочь прохладянки Натальи Беловой. Это большая любительница природы, она неоднократно становилась свидетельницей весьма странных явлений, запечатлела на свой фотоаппарат ряд необычных объектов. В Приэльбрусье она видела неизвестно чьи следы на снегу и сделала фотографии (фото к материалу). Огромные следы – до 70 сантиметров. Они скорее всего принадлежат взрослой особи, а те, что вполовину меньше, детенышу, вероятно. И здесь подшутить никто не мог, так как следы располагались в стороне от людей, уходили цепочкой в лес.
Похоже, что снежные люди, о которых в последние годы не было практически никаких известий, возвращаются. Или, по крайней мере, дают знать, что они еще живут в горах КБР.
Скрываться от людей продолжительное время алмасты позволяют не только труднодоступные места, но, скорее всего, невероятно развитые экстрасенсорные способности. Те самые способности, с помощью которых они оказывают психическое воздействие на тех, с кем сталкиваются.
Отсюда ощущение, что реликтовые гоминоиды (так по научному называют йети) действуют не сами по себе (в нашем архиве десятки свидетельств о том, что алмасты еще в тридцатых-пятидесятых годах прошлого века жили в кабардинских семьях, прислуживали людям, более того, зафиксированы факты сожительства, в частности, в селении Заюково), а выполняют чью-то волю.
Сами по себе они недостаточно умственно развиты, как и люди, подвержены болезням и смертны. Но связуя воедино все известное о них, невольно приходишь к выводу, что снежными людьми двигает не только их разум и инстинкт, но и чья-то высшая воля. Впрочем, пока это только мое предположение, уточняет Котляров.
Весь день 8 января он с единомышленниками провел в Тызыльском ущелье в поисках следов снежного человека.
Знаменитая исследовательница Жанна Кофман, посвятившая жизнь поискам алмасты, считала, что именно в Тызыле скрывается неуловимый снежный человек. Два участника экспедиции Котлярова – местные жители Назир Хапаев и Сафар Отаров недавно видели здесь алмасты в живую.
Дело было так. Сафар и его напарник Ильяс Алиев ловили рыбу в Тызыле. Неожиданно Сафар поймал себя на мысли, что кто-то на него смотрит. Оглянулся по сторонам и заметил вверху, у светлой скалы, черный силуэт. Пригляделся и осознал: это не тень, не обман зрения, а живое существо ростом около трех метров. Существо стояло рядом со скалой, сложенной из белого известняка и опиралось правой рукой на выступ. Спустя несколько дней, Отаров побывал в этих местах, поднялся к скале и увидел, что выступ находится выше его роста примерно на метр. При неполных 170 сантиметрах роста Сафара, рост алмасты (если это был он) превышал три метра.
Увидев существо, осознав, что оно живое, Сафар стал звать напарника, увлеченного ловлей рыбы. Как раз клевало, и Ильяс не откликался. Сафар не выдержал: «Брось рыбу, я тебе свою отдам, только посмотри наверх».
Алиев тоже увидел алмасты. Вначале своим глазам не поверил, потом неожиданно начал свистеть, на что он был большой мастер.
Сафар обомлел: «Перестань! Если он к нам пойдет, не убежим ведь. Догонит в одно мгновение». А на Ильяса словно что-то нашло: продолжал и продолжал свистеть.
Но алмасты не проявил агрессивности. Еще какое-то время он смотрел на людей, потом повернулся всем телом, и широко размахивая руками, как бы помогая ими телу, двинулся вверх и в скором времени скрылся за скалой. Сафар так искусно воспроизвел движения существа, что стало ясно: увиденное потрясло его и навсегда запало в память.
…Егерь Отаров привел нас на то самое место, где он видел алмасты. Врать или выдумывать ему не было никакой нужды, тем более, что рассказ его оказался наполнен множеством мелких деталей, которые так просто не выдумаешь. Причем, все они перекликаются с теми, что встречаются в записях Жанны Кофман. К тому же Сафар перемежает свою речь таким количеством крепких выражений, что понимаешь, как он волнуется, боясь, что ему не поверят. Но я верю, так как знаю: увиденное моим собеседником вовсе не плод разгоряченного воображения, рассказывает Котляров.
До скалы около трехсот метров, но, даже не напрягая глаз, четко вижу ее край, выступ, на который опирался алмасты. Поднимаемся к скале, еще чуть выше. Прямо за ней начинается безымянная лесная балка.
– Где ж он, обитает? – задаю вслух вопрос сам себе.
– Так в этой же самой балке,– отвечает Назир Хапаев.
– Место весьма интересное. – вступает в разговор Сафар, – Балка длинная, более трех километров. Трава здесь не растет; лес - некондиционный, такой никто не заготавливает. Раньше для отопления использовали, а сейчас в селе газ. Не помню, чтобы сюда в последние лет 25-30 хоть кто-то забредал. Даже за зверем. Он, кстати, обходит эту балку стороной. Давно планировал ее осмотреть, да все времени не находилось…
– Можно найти, – Сафар размышляет. – За день справимся. Но надо человек пять, не меньше. Пойдем так: двое поверху слева, двое поверху справа, один понизу. Чтобы успеть, поднимемся на машине, отпустим водителя, чтобы он нас ждал в ущелье, у конца балки. Уходить то алмасты было некуда, только вниз, только в балку. Значит, даже если он там не живет постоянно, следы должны остаться.
– Так давайте найдем! – загораюсь я.
…Ехать решили, если ничего не помешает, в ближайшую неделю – в четверг или пятницу…
Справочно.
Жанна Иосифовна Кофман родилась 22 июля 1919 года в Париже. Жизнь прожила удивительнейшую! Начиная с 60-х годов прошлого века вплоть до 2005 года, когда Жанна Иосифовна встретила в очередной летней экспедиции в Кабардино-Балкарии свой 86-й день рождения, исследовательница сама или с помощью своих учеников занималась поисками алмасты.
Ее отец, обрусевший француз, участник революционных выступлений 1905 года, был приговорен к смертной казни, но смог бежать в Италию. В годы Первой Мировой войны, вступил добровольцем во французскую армию. Потом вернулся из Франции в Советскую Россию, был репрессирован, сослан в лагерь. Мария-Жанна, его дочь, вместе со старшей сестрой приехала в СССР в начале 30-х годов. Жила в Москве, окончила медицинский институт, получила специальность врач-хирург. В годы Великой Отечественной войне принимала участие в битве за Кавказ. В 1948 году сталинские репрессии коснулись и ее – шесть лет провела в лагерях.
Друзья-альпинисты познакомили ее с ученым Б. Ф. Поршневым – основоположником гоминологии – науке о снежном человеке. Борис Федорович включил Жанну в состав участников Памирской экспедиции Академии наук 1958 года по его поискам.
С этого времени поиски снежного человека стали главным делом Кофман. В 1960 году она организует в селении Сармаково Зольского района Кабардино-Балкарии базу экспедиции, оснащая ее на свои личные средства (а это копеечная, в прямом смысле слова, пенсия и деньги, полученные от сдачи квартирантам московской квартиры) фотоаппаратурой, транспортом, коим был видавший виды желтопузый «Запорожец».
Именно из Сармаково она со своими добровольными помощниками, съезжавшимися со всех концов Советского Союза, совершала многочисленные экспедиции в поисках алмасты. В домике без малейших удобств она проводит только ночи, да и то не каждую; только забрезжит утро – поездки в ущелья Кабардино-Балкарии, встречи с очевидцами. Каждый день, с утра до вечера.
Удивительнейшая самоотверженность. Опрошены сотни свидетелей, архив экспедиции – сотни и тысячи исписанных страниц, которые свидетельствуют: алмасты – реальное существо, неагрессивное, дружелюбное, мыслящее, не чурающееся общения. Внешнее отличие – полное отсутствие шеи, отчего голова практически не поворачивается; длинные руки, висящие груди. Получается, большинство из снежных людей были представительницами прекрасного пола. Другой вопрос: как им удавалось размножаться?
Своего алмасты Жанна Кофман воочию так и не увидела. Считала, что лишь по одной причине: слишком поздно к ней поступала информация подобного рода. Зато она собрала огромную информацию о поведении, ареале обитания снежных людей.
http://sk-news.ru/news/raznoe/45045/ |