В Москве заметили птицу, считавшуюся вымершей. Увидев сегодня в новостной ленте такие заголовки (сейчас они уже везде), я в глубине души надеялся, что московские орнитологи встретили дронта или хотя бы тонкоклювого кроншнепа (Numenius tenuirostris). Увы.
Под «считавшейся вымершей» птицей имелся в виду дикий голубь клинтух (Columba oenas), которого сотрудники Мосприроды сфотографировали в природно-историческом парке «Москворецкий» в Строгинской пойме. Клинтух очень похож на обычного сизого голубя (C. livia), но он мельче, радужная оболочка глаз у него черная, а не оранжевая, а надхвостье в полете не белое. Правда, на снимках, которые опубликованы в телеграм-канале комплекса городского хозяйства Москвы, из-за неудачно падающего света окраска этой птицы искажена, из-за чего она немного напоминает горлицу. В посте с новостью клинтух назван «одним из самых ранних лесных голубей». Я не уверен, что это значит, но, скорее всего, имеется в виду, что клинтухи из средней полосы России возвращаются с зимовки уже в марте-апреле.
Правда ли, что клинтух — настолько редкий вид, что его считали вымершим? Краткий ответ: нет. Клинтухи многочисленны и встретить их можно от Ирландии и Северной Африки до Центральной Азии. Обычные люди не слишком часто видят клинтухов, но это связано не с их редкостью, а с тем, что эти голуби, в отличие от сизарей, не живут в больших городах, предпочитая леса и лесостепи.
Международный союз охраны природы, который оценивает вероятность вымирания десятков тысяч видов живых организмов, присвоил клинтуху статус таксона с минимальным риском вымирания. Такой же статус, например, у сизого голубя или серой крысы (Rattus norvegicus). По оценкам орнитологов, общая численность клинтухов составляет от примерно одного с половиной до двух с половиной миллионов особей — и растет.
Для европейской части России клинтухи обычны. Например, в Подмосковье их встречают регулярно, хотя официально они и считаются здесь редким видом и даже занесены в Красную книгу региона. Но в Москве клинтух действительно не гнездится уже больше десяти лет. В Красной книге города Москвы можно прочесть, что пара этих птиц размножалась в 2007 году в Серебряном бору (еще один повод вернуть этот год), а в 2009 году, предположительно, на Лосином острове или в Битцевском лесу (в разных абзацах заметки упоминаются разные места). После этого в Москве клинтухи были только залётные. В результате составители городской Красной книги города присвоили этому виду категорию редкости 0. Это означает, что в Москве он больше не размножается.
Стоит ли называть такую птицу вымершей? Если оговориться, что вымерла она только в Москве, технически это будет корректно. Однако мне такое определение все равно кажется слишком громким, особенно если вспомнить, насколько маленькую часть составляет столица от всего ареала клинтуха.
Согласно видовому очерку в Красной книге Москвы, в столице остались подходящие места для гнездования клинтухов, но из-за немногочисленности в Подмосковье им трудно снова заселить город. Возможно, голуби избегают Москву в основном из-за того, что в местных парках и лесах осталось слишком мало старых деревьев, в дуплах которых эти пернатые предпочитают вить гнезда. А еще рядом с городом стало меньше полей зерновых культур, где клинтухи любят кормиться.
Встреча с клинтухом в Строгинской пойме не означает, что эти голуби вернулись в Москву. На самом деле это даже не новость, ведь клинтухи каждый год время от времени ненадолго залетают в столицу, где их встречают орнитологи и бердвотчеры. Так что важность этой истории очень преувеличена громкими заголовками. Клинтух никогда не считался вымершим (а только переставшим гнездиться в отдельно взятом городе), а его появление в Москве не первое за последние годы и ничего не говорит о перспективах этого вида здесь.
https://nplus1.ru/blog/2023/04/07/columba-oenas |