"Вот послушайте, что приключилось в нашем болотном крае, - рассказывает белорусский фольклорист Жанна Железнова. - В этнографической экспедиции я узнала о встрече человека с невиданным существом. Это было во время Великой Отечественной войны. Солдат отстал от своего взвода, догоняя его, шел по лесной дороге.
И вдруг видит: лежит человек. Он бросился к нему и, когда подбежал, понял, что это не совсем человек, а кто или что - понять невозможно. С виду мужчина, но весь в рыбьей чешуе, а на руках и ногах вместо пальцев перепонки. Лицо человеческое, хотя некрасивое, но и безобразным не назовешь. Тут он стал знаками показывать солдату на себя и куда-то в сторону, видимо, просил его туда отнести. Солдат пошел в том направлении и скоро увидел небольшое озеро. Отволок туда чешуйчатого, опустил в воду. Он немного полежал в воде, пришел в себя и уплыл. И даже на прощанье солдату рукой помахал..." Неужели померещилось? "Русалка на ветвях сидит" - с детства запечатлелись эти строки поэта. И действительно, столетиями существуют в сознании землян полулюди-полурыбы. Их называют наядами, ундинами, водяными, каппа, русалками... Русалка - женского рода, но есть и русалы, существа мужского пола. То же и у англичан - есть мермэйдс (морские девы), но есть и мермен (морские юноши). А помните трогательную сказку "Русалочка"? Знаток морских тайн Пол Брегг утверждает: русалки существуют на самом деле, с ним солидарен известный зоолог Айвен Сандерсон да и многие другие.
Люди-рыбы по мифологическим представлениям ведут свое происхождение от бога Эя (он же Оанн). Этот вавилонский бог и его потомки вышли из вод Персидского залива и поселились в городах Шумера. Они научили людей писать, возделывать культуры, обрабатывать металлы. На барельефе VIII века до н.э., выставленном в Лувре, Оанн изображен в виде человека с рыбьим хвостом.
Другим древним богом с рыбьим хвостом был Дагон. Ему и богине Луны Атаргат, или Дерцето, поклонялись филистимляне, которые упоминаются в Библии. Древнегреческий писатель Лукиан (около 120-190 годов н.э.) сообщал следующее: "Подобно Дерцето я видел в Финикии изображение, где на верхнюю половину - это женщина, а ниже пояса ее конечности превращаются в рыбу".
Одним из наиболее видных научных авторитетов в античное время был Плиний Старший (23-79 годы н.э.), римский ученый и писатель-энциклопедист, который погиб во время извержения Везувия, когда была разрушена Помпея. Мнение Плиния Старшего было непререкаемо, и он сообщал о "морском человеке". Он же видел мертвую русалку на берегу Галлии (современная Франция).
После утверждения христианства в Европе духовенство пыталось задушить остатки языческих верований. Однако малозначительные персонажи, такие, как русалки, с которыми не были связаны основные языческие культы, не представляли большой опасности для новой религии, и они продолжали жить в фольклоре. Более того, церковь приспособила древние языческие легенды для своих целей. Русалки включены в бестиарии (старинные сведения о животных), и резьба с изображением наяд украшает многие церкви и соборы. Прекрасный ее образец можно увидеть в церкви в Зенноре (Корнуолл, Великобритания) на спинке скамьи. Полагают, что резьбе 600 лет и что она связана с легендой о Мати Тревелле, сыне церковного сторожа, который в один прекрасный день таинственно исчез. Спустя год капитан корабля прибыл в Сент-Ив и сообщил, что он, выбирая якорь у пещеры Пендауэр, видел русалку, которая ему сказала следующее: "Ваш якорь закрыл вход в пещеру, а Мати и наше потомство оказались в западне." Таким образом, для жителей Зеннора тайна исчезновения Мати была раскрыта.
В 1608 году Генри Гудзон, английский мореплаватель, в честь которого были названы залив, пролив и река в Северной Америке, им открытые, изложил любопытный факт в корабельном журнале: "Утром один из членов нашей, компании перегнулся за борт и увидел русалку: она звала его к себе. Среди прочих наших компаньонов перегнулся еще один, и как раз в это время она приблизилась к борту, чистосердечно глядя на людей. Чуть позже море взволновалось и захлестнуло ее. Со стороны борта ее груди и спина выглядели, как у женщины (поскольку матросы смогли ее рассмотреть), ее тело такого же размера, как и у нас, ее кожа была очень белой, с ее тела свисали длинные пряди, а цвет волос у нее был смоляной, в ее фигуре заметен был хвост, похожий на хвост дельфина, по окраске - как у скумбрии. Вот имена тех, кто ее видел: Томас Хиллс и Роберт Рэйнер". Гудзон был весьма опытным мореплавателем, который тщательно подбирал себе команду и, скорее всего, не счел бы важным записывать в вахтенный журнал явную чепуху.
...8 сентября 1809 года авторитетная газета "Таймс" опубликовала следующее письмо некоего Уильяма Манро: "Примерно двадцать лет тому назад я работал школьным учителем в приходской школе в Ризе (Шотландия). Раз я прогуливался по берегу в направлении Сэнсайд Бэй, когда мое внимание приковало появление фигуры, напоминающей существо женского пола совершенно неодетое, сидящее на скале лицом к морю и, судя по всему, расчесывающее волосы, которые обрамляли его плечи. Цвет волос был каштановым. Сходство с фигурой наподобие русалки во всех ее формах был ошеломляющим. Я терялся в догадках, сомневаясь, неужели это человекообразное существо именно она. Лоб был чистым и правильным, лицо пухлое, щеки румяные, глаза голубые, рот и губы естественных статей, сходных с человеческими. Груди и живот, руки и пальцы были размером, как у взрослого человека женского пола, пальцы вовсе не имели перепонок. Но даже от этого я не пришел в восторг. Существо оставалось на скале 3-4 минуты, пока я наблюдал его, все время расчесывало волосы, которые были длинными и густыми. Вдруг оно встрепенулось и прыгнуло в море..." ...Примерно в 1830 году обитатели Бенбекулы, что на Гебридских островах, увидели юную русалку, весело плещущуюся в море. Несколько мужчин пытались подплыть к ней и поймать, но она легко от них ушла. Тогда один мальчишка стал швырять в русалку камнями и попал в нее. Спустя несколько дней в 2 милях от места, где ее видели в первый раз, труп маленькой русалки был выброшен на берег. Крохотное тельце собрало толпу, и, после того как оно было подвергнуто детальному изучению, было выяснено следующее: "Верхняя часть существа размером с упитанного младенца 3-4 лет с ненормально развитыми грудями. Волосы длинные, темные и блестящие, кожа белая, мягкая и нежная. Нижняя часть - как хвост лосося, но без чешуи".
Среди тех многих, кто видел тельце русалки, был Дункан Шоу, управляющий имением Кланраналд, и шериф округа. Он распорядился о гробе и саване для русалки, и после этого та упокоилась с миром.
Русалки продолжают встречаться и в нынешнее время. Одну увидел в 1947 году рыбак на острове Мак из группы Гебридских островов. Она сидела на плавающем селедочном ящике (его используют для хранения живых омаров) и расчесывала волосы. Как только русалка сообразила, что ее заметили, прыгнула в море. А в 1978 году филиппинский рыбак Хасинто Фатальеро не только видел русалку однажды лунной ночью, но более того, она, уверял рыбак, помогла ему со щедрым уловом...
Американский ученый Айвен Сандерсон высказал как-то рискованную мысль о наличии на нашей планете подводной цивилизации. "Мы с готовностью размещаем инопланетный разум в негостеприимные космические бездны, так отчего не попытаться поискать его гораздо ближе - в глубинах океана?" вопрошает он. Этих "морских людей" Сандерсон назвал посейдонцами - от бога морей Посейдона. Для них, по слухам, характерна голова с человеческим лицом, но с плоским носом, подбородка и ушей у них нет.
Что бы там ни говорили, русалка имеет долгую историю - историю встреч, столкновений, наблюдений, впечатлений. И хотя бы за это люди должны быть ей благодарны: морская романтика и морской фольклор были бы заметно обеднены...
"Мегаполис Континент", 11.06.2001, Москва, n24, стр.15 |