В гостях: Александр Соколов, научный редактор портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ, основатель лектория «Научная станция»
Ведущий: Арсений Веснин
А. Веснин
― Добрый день! Меня зовут Арсений Веснин. Это программа «Ученые против мифов», которая выходит на радиостанции «Эхо Москвы» в Петербурге совместно с лекторием «Научная станция». И сегодня у нас в гостях снова основатель лектория «Научная станция» и научный редактор портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ Александр Соколов. Александр, приветствую вас!
А. Соколов
― Здравствуйте, Арсений!
А. Веснин
― Сегодня будем заниматься мифом о снежном человеке. Оказывается, до сих пор люди есть, которые верят, что он существует. Более того, ищут его. Я перед программой посмотрел – выкладывают видео, как они видят этих снежных людей и так далее. Вообще, что это такое? Откуда этот миф появился? Кто такой, вообще, снежный человек? есть какое-то представление?
А. Соколов
― Во-первых, существование такого безобидного хобби как охота за этим реликтовым гоминоидом, так сказать, можно только приветствовать, если люди так развлекаются. Сама идея снежного человека – она живет, скорее, не в научной среде, а в масс-медиа, хотя, я хочу сказать, что в ХХ веке даже серьезные ученые занимались темой снежного человека, и даже у нас была комиссия такая создана при Академии наук.
А. Веснин
― Серьезно?
А. Соколов
― Да, правда, она недолго просуществовала. То есть, какое-то время и серьезные ученые интересовались темой. Ну, снежный человек может быть – это какой-то реликтовый неандерталец, доживший до наших дней, или какой-то другой неизвестный науке человекообразный примат, который каким-то образом где-то скрывается в высокогорьях, в лесах, в малоизученных районах, и надо его найти. То есть, есть энтузиасты, которые считают, что он какой-то очень хитрый, очень скрытный, обладающий чуть ли не какими-то телепатическими способностями, что и позволяет ему о сих пор ускользать от ученых.
А. Веснин
― Какие-то были, вообще, доказательства? На чем все это строилось? Откуда все это появилось?
А. Соколов
― Я даже не знаю, кто впервые упомянул про снежного человека. Возможно, это всё уходит корнями в различные мифы и легенды о гномах, троллях, каких-нибудь леших и так далее. Понятно, что людям периодически что-то кажется. Люди, гуляя в лесах, могут увидеть какую-то тень, услышать какие-то звуки. В ХХ веке это какие-то обрело наукообразные формы, и у сторонников реальности снежного человека есть какие-то доказательства, свидетельства, как правило, как в таких ситуациях это всегда бывает, они очень смутные и косвенные.
А. Веснин
― Ну, например?
А. Соколов
― Это мутные фотографии, это некачественные киносъемки и это, может быть, самое веское доказательство, это были некоторые как бы следы, остатки его тканей, волосы, экскременты, фотографии остатков следов. И, вот это самое интересное, в XXI веке появились методики, которые в этих вопросах ставят некоторый крест, к сожалению. В том, что касается волос снежного человека, по крайней мере.
А. Веснин
― А что за методики?
А. Соколов
― Ну, это генетика, прежде всего. То есть, когда научились из каких-то тканей, биологических следов извлекать ДНК, то возникла идея, почему бы не сделать это с остатками снежного человека. В разных коллекциях по всему миру, в музеях, у энтузиастов хранились эти самые образцы волос. И вот в 2014 году британские ученые бросили клич «присылайте образца волос этого снежного человека, а мы их изучим современным методом».
А. Веснин
― И что получили?
А. Соколов
― Получилось, что там какие-то тапиры, волки, медведи, коровы, обычные люди, пара волос оказалась растительного происхождения, какое-то стекловолокно. В общем, все, что угодно, любые представители современной фауны, кроме снежного человека.
А. Веснин
― А если бы это был снежный человек, возможно, было бы это вычислить генетически?
А. Соколов
― По крайней мере, это должен был быть хотя бы примат. То есть, там даже обезьян нет вообще. Это должен был быть примат. Это были известные науке, хорошо определяемые виды животных. Я хочу сказать, что в 2017 году было еще одно исследование, когда уже прицельно взяли Тибет, Тянь-Шань, вот эти области, где йети живут. Интересно, что там живут не особо хорошо изученные разновидности медведей. Причем некоторых из них местные называют «мети». И вот тогда исследовали образцы тканей этих самых мети, там их несколько видов разных, и заодно девять, по-моему, образцов волос, тоже собранных там, снежного человека. И оказалось, что эти снежные люди – они все, как один, косолапые. Насчет вашего вопроса об истоках, большинство, по крайней мере, рассказов про снежного человека, они связаны с медведями, которых видели…
А. Веснин
― Сторонники снежного человека вам скажут, что прислали ученым какие-то специальные фейковые волосы, чтобы вот, доказать, что снежного человека нет, и скрыть это, и что на самом деле за этим стоит правительство и какой-нибудь страшный….
А. Соколов
― Ну вот, дорогие наши слушатели, если вы нас слышите и у вас есть настоящие волосы снежного человека, присылайте в редакцию Арсению. Мы организуем исследование. Возможности такие есть, и у вас есть уникальная возможность доказать, что снежный человек существует. Но пока что эти исследования генетиков – они нас, в общем, не порадовали. Для криптозоологов наступили трудные времена, скажем так.
А. Веснин
― Если серьезно, шансы того, что какой-то примат, высокоразвитый гоминид мог остаться, до конца не эволюционировать, не стать хомо сапиенс, а как-то жить в мире, есть такие шансы?
А. Соколов
― Вообще, тут опять же все очень грустно, потому что с точки зрения зоологии, с точки зрения вообще даже какой-то географии расселения различных животных, сложно это себе представить. Я уж не говорю про различных американских этих бигфутов, потому что в Северной Америке нет человекообразных обезьян, их там не было. Единственное человекообразное – это человек, который прошел туда – наиболее вероятный путь через Берингию, а там было холодно. То есть, без огня, без одежды попасть туда человекообразной обезьяне трудно, скажем так, мягко говоря. Если говорить про Евразию, то хорошо уже изученная территория. Даже если есть какие-то плохо изученные участки. Но крупный примат – это не мышь, не паук. Каждый год открывают новые виды животных, но это какая-то мелюзга. Чтобы какая-то обезьяна, тем более неандерталец, сохранились, не оставляя никаких следов, это должна быть популяция. Ну, хотя бы несколько их десятков должно быть. Им нужна территория, они должны чем-то питаться, они издают звуки. Вообще, все приматы издают звуки, так или иначе.
А. Веснин
― есть понимание, когда они вымерли окончательно?
А. Соколов
― Кто?
А. Веснин
― Ну вот неандертальцы, более примитивные гоминиды. Хомо сапиенс с ними пересекался?
А. Соколов
― Судя по всему, да. Но неандертальцы исчезли, по самым-самым оптимистическим оценкам, 28 000 лет назад. Это такие датировки в Испании нескольких памятников, спорные очень. 28 000 лет назад. Скорее, 39 000 лет назад. Но все равно, то, что мы знаем о неандертальцах – это не похоже на то, как описывают этих странных существ, потому что неандерталец все-таки был человек. Если бы вы его увидели, то это был бы такой странный, своеобразный, но человек, а не какая-то огромная горилла двуногая, как мы это видим на знаменитом этом фильме Паттерсона, и как обычно изображают. У неандертальцев был, извините, огонь, орудие, жилище. Это все как спрячешь? Как спрячешь огонь? Как без огня он живет зимой, вообще? чем он питается зимой? Если он охотится, где следы его охоты? К сожалению, любой антрополог… ну, не любой… он скажет, что они были бы очень рады найти такое животное, такого человека. Но еще раз, даже если снежный человек существует, что под большим вопросом, он на неандертальца не похож.
А. Веснин
― А на кого он был похож бы?
А. Соколов
― Да ни на кого. Может, на какую-то фантазийную двуногую обезьяну. Может, на массивного австралопитека. Массивные австралопитеки, как и любые другие человекообразные обезьяны, они за пределами тропического пояса не живут.
А. Веснин
― То есть, в снегах он появиться бы не мог?
А. Соколов
― А чем он будет согреваться? Вот чем?
А. Веснин
― Огнем.
А. Соколов
― Вот я говорю – где дым от костров, где кострища? Должны быть следы культуры
А. Веснин
― Хорошо, со снежным человеком разобрались.
А. Соколов
― Вот я сказал, присылайте образцы в редакцию «Эхо Петербурга». Заранее спасибо.
А. Веснин
― Я так понимаю, вы еще с дельфинами и китами будете разбираться?
А. Соколов
― Ну, с дельфинами и китами будем разбираться 31 марта. К нам приедет Иван Затевахин, наш лекторий «Научная станция» организует уже третье мероприятие в Санкт-Петербурге. Иван Затевахин, известный телеведущий, известный биолог при этом и специалист, кстати говоря, по китообразным изначально. Мы его знаем как собачника. Он будет рассказывать про китов и дельфинов. Вот это действительно интересно.
А. Веснин
― 31 декабря в лектории «Научная станция». Спасибо. Арсений Веснин, Александр Соколов. До встречи через неделю.
А. Соколов
― До свидания.
https://echo.msk.ru/programs/beseda/2387871-echo/ |