В Южной Америке есть удивительные пещеры, связанные бесконечными запутанными переходами - так называемые чинканас. Эти пещеры практически не исследованы, кроме разве что ближайших к поверхности земли. Людская молва прославила чинканас как одно из мест, где следует искать пропавшее золото инков.
В подземные лабиринты ведут многочисленные входы - гроты, пещеры, расселины,провалы но с некоторых пор по распоряжению властей все они наглухо закрыты решетками Вход в пещеры строго запрещен, так как в темной глубине чинканас бесследно пропали десятки безвестных авантюристов, которых загнали туда легкомыслие любопытство и жажда наживы Выбраться из жутких пещер удалось лишь немногим Но и эти «счастливчики» навсегда повредились в рассудке после отчаянных блужданий в кромешной тьме Из отрывочных рассказов спасшихся пленников подземного мира с трудом можно понять, что их напугали до полусмерти неизвестные живые существа, с которыми они сталкивались в темных лабиринтах Эти «пещерные драконы», по словам немногочисленных очевидцев, похожи одновременно и на человека, и на змею или ящерицу
Современному здравомыслящему человеку обычно не приходят на ум подобные фантазии, но в древних культурах Южной Америки, Индии и Гималаев «человеке-змеи» и «человекоящеры» были привычной частью представления об окружающем мире Народные легенды рассказывают о нагасах - живущих под землей полулюдях-полузмеях По индийскому поверью нагасы хранят в своих пещерах накопленные ими несметные сокровища Холоднокровные как ящерицы, эти существа не способны испытывать человеческие чувства Они не могут сами согреться и крадут тепло, телесное и душевное, у других живых существ Дети нагасов оставили свой след в истории человечества они принесли в мир обман, притворство, страх, смуту В Южной Америке о подземных челове-козмеях рассказывают легенды индейцев хопи Чудовища, живущие под землей, сделал героями своих рассказов писатель Говард Лавк-рафт, ставший родоначальником и классиком фантастических триллеров в литературе Однако, если сопоставить его литературные тексты с рассказами полубезумных очевидцев, спасшихся из пещер, бросается в I глаза поразительное сходство описаний Невольно возникает подозрение, что Лавкрафт когда-то в юности тоже видел человекозмей и пережитый ужас навсегда остался в его памяти и наложил отпечаток на всю жизнь и мрачное творчество
Говард Филлипс Лавкрафт родился 20 вгуста 1890 года в Новой Англии - в ороде Провиденс штата Род-Айленд Он был из небогатой семьи, и получил самое заурядное образование, но мать Лав-крафта могла проследить свою родословную до некоего Джорджа Филлипса прибывшего в Массачусетс в 1630 году, и очень гордилась своим «хорошим происхожде-нием» В биографии Говарда Лавкрафта не было ярких событий и экзотических путешествий он жил очень уединенно, редко встречался с друзьями и коллегами-литераторами из Америки и Европы, но вел исключительно большую переписку
Лавкрафт умер 15 марта 1937 года Его творческое наследие невелико 40 рассказов и 12 повестей, опубликованных при жизни автора в разных журналах Биограф Лавкрафта Джорджио Манелли писал о нем «Лавкрафт ничего не хотел придумывать, он считал себя добросовестным хроникером подземного мира и хотел живописать подлинный ужас Заслуга Лавкрафта в том, что он сочинил и развил целую мифологию - описание замкнутого, разнообразного и кошмарного мира Сотворение мифа - это, пожалуй, непосильная задача для одного человека, но это все-таки достойная тема для честолюбивого и незаурядного писателя»
При построении собственного мифа «Зов Ктулху» Лавкрафт исходил из убеждения, что человеческое существо преисполнено ужаса перед всем неизведанным, грозным и враждебным в неизмеримых глубинах Космоса Задолго до современных теорий о космическом происхождении человеческой цивилизации, о высадке на Земле инодланетянЛавкрафт описал существа внеземной расы с таким подозрительным реализмом, что возникает догадка он видел пришельцев и контактировал с ними Он рассказал о космических сущностях населявших Землю миллионы лет назад и снова улетевших в другие миры Эти твари якобы настолько ужасны и так не соответствуют человеческим представлениям о разумных существах, что увидевший их человек сразу же умрет или потеряет рассудок По Лавкрафту, они даже не злые -просто слишком другие, чужие и непохожие, и контакт с ними для людей абсолютно невозможен произведениях странного писателя то и дело упоминается таинственная запретная книга, рассказывающая о доисторических ужасающих «звездных богах» Повествование об истории «Зов Ктулху» писатель назвал «Некрономикон» -«Книга мертвых имен»
«Некрономикон» написан в VIII веке до нашей эры одержимым поэтом из Санаа в Йемене, который искал руины Вавилонской башни и исследовал таинственные подземелья Мемфиса Около 950 года н э это загадочное произведение перевели на греческий язык в Константинополе, и оно тайно распространялось в Европе и на Востоке По приказу отцов христианской церкви «Некрономикон» сожгли но некоторые пискиуцелели Всредниевека в1228году, явился латинский перевод этого еретиского труда напечатанный потом в XV з в Германии и в XVII веке, вероятно, в Испании Отдельные фрагменты из греческого перевода опубликовали в XV веке в Италии Один экземпляр латинского перевода V века хранится в Британском музее, еще Годин есть в Париже в Национальной библиотеке Один экземпляр XVII века попал в библиотеку в Гарварде, и в Буэнос-Айресе тоже есть свой экземпляр Безусловно существуют и другие копии «Некрономикона», которые тайно хранятся в разных местах В большинстве стран руководители религиозных конфессий предписывали изъятие и уничтожение вредной книги, потому что ее чтение неизбежно приводит к ужасающим последствиям
Многочисленные историки и литературоведы постарались представить «Некрономикон» фантастической книгой или плодом болезненного воображения самого Лавкрафта Однако «Некрономикон» нашел своих читателей и почитателей и занял прочное место среди оккультной литературы Там, кроме всего прочего, есть формулы заклинаний, с помощью которых можно открыть «великие древние врата» в пространстве и времени, чтобы пришельцы вернулись на Землю Но это будет означать неизбежную гибель человеческой цивилизации
Что подтолкнуло Лавкрафта к написанию его рокового «Некрономикона», можно только догадываться Он был скрытным человеком и никому не рассказывал о тяжелом потрясении, вероятно пережитом им Во всяком случае, содержание древних сказаний о нагасах или мифы индейцев хопи вряд ли могли стать причиной почти затворнического образа жизни писателя -что-то другое, гораздо более личное из-менилоегожизнь Через все рассказы Лавкрафта проходит неописуемый, неизъяснимый ужас человека, оказавшегося лицом к лицу с каким-то сверхъестественным чудовищем
Галина СИДНЕВА
НЛО 16,2002 |