В 1974 году в Национальном парке вулканов в Руанде родился детеныш горной гориллы. Исследователи назвали его Титусом. Как это типично для молодых горилл в дикой природе, Титус провел первые годы своей жизни в окружении матери, отца и братьев и сестер, а также более дальних родственников и неродственных горилл, которые составляли его социальную группу.
Однако в 1978 году произошла трагедия. Браконьеры убили отца и брата Тита. В последовавшем хаосе его младшая сестра была убита другой гориллой, а его мать и старшая сестра сбежали от группы. Молодой Титус, который находился на стадии развития, аналогичной восьми- или девятилетнему человеку, пережил в первые четыре года жизни больше трагедий, чем многие животные пережили за всю жизнь.
У людей тяжелое начало жизни часто связано со значительными проблемами в дальнейшем. Невзгоды в раннем возрасте могут принимать самые разные формы, включая недоедание, войны и жестокое обращение. Люди, которые пережили такие травмы, при условии, что они пережили начальное событие, с большей вероятностью будут страдать от проблем со здоровьем и социальной дисфункцией во взрослом возрасте, а также будут иметь более короткую продолжительность жизни. Часто эти результаты, по крайней мере частично, связаны с тем, что исследователи общественного здравоохранения называют рискованным для здоровья поведением — такими вещами, как курение, неправильное питание и малоподвижный образ жизни.
Но исследователи зафиксировали такие же проблемы во взрослом возрасте у нечеловеческих животных, которые испытали невзгоды в раннем возрасте. Например, у самок бабуинов, у которых было самое тяжелое детство, продолжительность жизни в среднем вдвое меньше, чем у их сверстников, у которых самое легкое детство. Таким образом, такие действия, как курение и выбор нездоровой пищи, не могут быть всей историей, поскольку животные не участвуют в типичном для человека поведении с риском для здоровья.
Учитывая связь между неблагоприятными событиями в молодости и плохим здоровьем в более позднем возрасте, можно было бы ожидать, что неудачные ранние годы Тита предсказали ему короткую и нездоровую взрослую жизнь. Однако есть интересные намеки на то, что у горных горилл, которые являются одними из ближайших ныне живущих родственников человека, все может работать по-другому.
Как ученые, посвятившие много лет изучению диких горилл, мы наблюдали большое разнообразие переживаний в раннем возрасте и столь же большое разнообразие последствий для здоровья во взрослом возрасте у этих человекообразных обезьян. В отличие от других приматов, горные гориллы, по-видимому, не страдают от каких-либо долгосрочных негативных последствий потери своих матерей в раннем возрасте, при условии, что они достигают возраста, в котором они достаточно взрослые, чтобы закончить кормление грудью.
Однако потеря матери — лишь одна из многих плохих вещей, которые могут случиться с молодой гориллой. Мы хотели выяснить, является ли паттерн устойчивости более обобщенным. Если да, то можем ли мы понять фундаментальный вопрос о том, как ранний жизненный опыт может иметь долгосрочные последствия?
Для этого нам нужны были исключительно подробные долгосрочные данные о диких гориллах на протяжении всей их жизни. Это немалый подвиг, учитывая долгую продолжительность жизни горилл. Приматологи знают, что мужчины могут дожить до 30 лет, а женщины до 40.
Лучшие в мире данные для проведения такого исследования исходят от Фонда горилл Дайана Фосси, который почти ежедневно в течение 55 лет следит за отдельными горными гориллами в Руанде. Мы проводили докторские и постдокторские исследования в Фонде Фосси и сотрудничали там с другими учеными более 20 лет.
Из их базы данных, которая восходит к 1967 году, мы извлекли информацию о более чем 250 гориллах, отслеженных со дня их рождения до дня, когда они умерли или покинули район исследования.
Мы использовали эти данные, чтобы определить шесть неблагоприятных событий, с которыми могут столкнуться гориллы младше шести лет: потеря матери, потеря отца, крайнее насилие, социальная изоляция, социальная нестабильность и конкуренция между братьями и сестрами. Эти переживания являются у гориллы эквивалентом некоторых невзгод, которые связаны с долгосрочными негативными последствиями для людей и других животных.
Многие молодые гориллы не выдержали этих испытаний. Это убедительный признак того, что эти переживания действительно были неблагоприятными с точки зрения гориллы.
Однако мы были удивлены, обнаружив, что большинство последствий этих невзгод относилось к раннему периоду жизни: животные, выжившие после шестилетнего возраста, не имели более короткой продолжительности жизни, обычно связанной с невзгодами в раннем возрасте у других видов.
Фактически, гориллы, которые испытали три или более форм невзгод, на самом деле имели лучшие результаты выживания, с 70-процентным снижением риска смерти во взрослом возрасте. Частично эта выносливость, особенно для самцов, может быть связана с явлением, называемым отбором жизнеспособности: только самые сильные животные переживают ранние невзгоды, и, следовательно, они также являются животными с самой длинной продолжительностью жизни.
Хотя отбор на жизнеспособность может быть частью истории, закономерности в наших данных убедительно свидетельствуют о том, что как вид горные гориллы также удивительно устойчивы к ранним невзгодам.
Хотя наши результаты подтверждают предыдущие исследования материнской потери у горилл, они контрастируют с другими исследованиями ранних невзгод у людей и других долгоживущих млекопитающих. Наше исследование показывает, что негативные последствия невзгод в раннем возрасте не являются универсальными.
Отсутствие этой связи у одного из наших ближайших родственников предполагает наличие защитных механизмов, помогающих повысить устойчивость к ударам в раннем возрасте. Гориллы могут дать ценные подсказки, чтобы понять, как ранний жизненный опыт имеет такие далеко идущие последствия и как люди потенциально могут их преодолеть.
Хотя еще многое предстоит изучить, мы подозреваем, что богатая пищей среда обитания горилл и сплоченные социальные группы могут способствовать их устойчивости. Когда молодые гориллы теряют своих матерей, другие члены социальной группы заполняют дыру в общении, которую она оставляет после себя. Нечто подобное может произойти и с другими типами ранних невзгод. Поддерживающая социальная сеть в сочетании с обильной едой может помочь молодой горилле справиться с трудностями.
Эта возможность подчеркивает важность обеспечения того, чтобы человеческие дети, переживающие ранние невзгоды, получали поддержку разными способами: в социальном, но также и в экономическом плане, особенно потому, что ранние невзгоды особенно распространены среди детей, живущих в бедности, что само по себе является формой невзгод.
А что стало с Титом? Несмотря на трудное начало жизни, Титус продолжал руководить своей группой в течение двух десятилетий, произведя не менее 13 потомков и дожив до своего 35-летия, что сделало его одной из самых успешных горилл, которых когда-либо изучал Фонд горилл Дайана Фосси.
Хотя история Титуса - всего лишь один анекдот, оказывается, что его стойкость не так уж необычна для представителя его вида.
https://phys.org/news/2023-05-adversity-resilient-gorillas-reveal-clues.html |