Оборотень - одна из центральных фигур древнейших суеверий. Вместе с вампирами, ведьмами, призраками и прочими мифическими персонажами они существуют уже тысячи лет, наводя ужас на людей. Чаще всего оборотень - это "волко-человек" (от греческого Lykantropia). Бывают и люди-леопарды, люди-лисы и даже люди-предметы... В общем, оборотень - это наличие двух форм тела в одном.
До сих пор не утихают споры: были ли оборотни на самом деле?
В Александрии еще в седьмом веке ликантропия уже была описана. Книга содержит анализ болезни, причинами которой называются умственные расстройства, гуморальная патология и галлюциногенные вещества. Перечислены и симптомы - бледность, ослабленное зрение, отсутствие слез и слюны, чрезмерная жажда, ноги, покрытые незаживающими ранами (от ходьбы на четвереньках).
В конце двадцатого века далекий от мистики английский доктор Ли Иллис также обратился к загадке оборотничества. Он представил королевскому медицинскому обществу свою работу, где утверждал, что в большинстве случаев вервольфы (человеко-волки) страдают от редкой формы врожденной болезни, вызываемой генетическими нарушениями, - ликантропии. Действия и облик такого больного соответствуют всем признакам "оборотня". Больной предпочитает ночное время суток, тем самым пытаясь скрыть свое уродство. Цвет зубов изменяется у него до коричнево-красного. Возникает характерная пигментация кожи. Плюс психические изменения. Человек начинает думать, что он зверь, и ведет себя соответственно.
Тематически к ликантропии примыкает и гипертрихоз, когда тело человека покрывается густой шерстью.
Оборотни в нашем мире содержатся в психиатрических клиниках в качестве пациентов. Об этих людях, воображающих и ощущающих себя оборотнями, врачи говорят как о ликантропах.
Психиатры объясняют ликантропию как следствие шизофрении и других психических расстройств. Аутизм тоже может вызвать признаки одичания у людей.
Для того чтобы попытаться раскрыть тайну оборотней в современном обществе, корреспондент "ВН" встретилась с заведующей седьмым отделением муниципальной психиатрической больницы N3, психиатром с тридцатилетним стажем Любовью Поповой.
- Сегодня термин "ликантропия" включает в себя разные группы психических заболеваний. Это могут быть и истерические состояния, при которых люди начинают гавкать, мяукать, пищать, как животные. Как ни странно, иногда они "превращаются" в животных на сеансах так называемых целителей - вертят головами, думают, что они звери, "плавают"... И в итоге становятся нашими пациентами. Самое печальное, что такие сеансы запретить нельзя.
- Насколько современная ликантропия отличается от древнего "оборотничества"?
- В прежние времена люди чаще всего "обращались" в животных. Теперь в инопланетян. Общаются с космосом, "улетают" в иные миры, считают, что в Академгородке существуют приборы, которые ими управляют. Эдакий "оборотень-инопланетянин". Часто "превращаются" в детей. #Обычно "превращение" - это стремление спрятаться от действительности#. Взрослый человек ведет себя, как маленький ребенок двух-трех лет. Начинает картавить, шепелявить, играть в кораблики. Представьте, сидит дяденька и играет в машинки. Человеческий мозг уходит в более ранний период своего развития. Такое состояние помогает психике приспособиться к осознанию реальной ситуации, которая ждет человека в дальнейшем. Эти явления достаточно распространены в психиатрической практике - так называемый уход от реальности; люди живут в виртуальном мире... Впрочем, мы все живем в таких мирах. Это определенный способ выживания. Когда у человека проблемы, он придумывает себе мир, где он значим, где его любят, иногда преследуют - отсюда и всевозможные мании. Если он опасен - его, как правило, изолируют. Есть очень тяжелые психические заболевания, но случаев с "Наполеонами" я не видела уже несколько лет.
- Сколько может длиться "ликантропное" расстройство?
- Как правило, такие состояния кратковременны.
- Как же быть с историческими записями об оборотнях и свидетельствами очевидцев?
- Они лишь видели одичавших и истерзанных людей, однако подобные существуют и сегодня. В прошлом году в нашу психиатрическую лечебницу был помещен восьмилетний мальчик из области. Длина его ногтей была около двадцати сантиметров, длинные спутанные волосы придавали голове звериный образ, он издавал нечленораздельные звуки и по облику скорее напоминал некое животное. Оказалось, что приблизительно около двух лет назад он был брошен родителями и, оставшись на улице, сумел выжить, при этом превратившись в того, кого в древние времена назвали бы оборотнем и подвергли казни.
Безусловно, с психиатрами не поспоришь. Они все смогут объяснить с научной точки зрения. Потому сегодня мало кто верит в возможность физического превращения человека в волка. Однако переубедить всех в полном отсутствии оборотней невозможно. Никакие научные труды не заставят поверить человека в отсутствие потустороннего мира с его злыми и добрыми магами, колдунами, ведьмами, вампирами и оборотнями. Да и надо ли? Ведь, как считают некоторые, сумасшествие - это и есть реальный мир.
Клеймо зверя
Упоминания об оборотнях встречаются в Южной и Северной Америке, Африке, Китае, в Европе - практически во всем мире. Во Франции это чудовище было известно под названием лу-гару, в других частях Европы - вервольф или верман, в Трансильвании - волкодлак или волколок, в Болгарии - полтеник.
Образ оборотня овладевал умами таких знаменитых людей, как Жан-Жак Руссо, Карл Линней и Джонатан Свифт. Многие талантливые писатели, такие как Редьярд Киплинг, Гай Эндон и другие, запечатлели этот образ в своих произведениях.
Как повествуют древние трактаты, истинный ликантроп не только изменялся физически, но также менялся его разум и поведение. В отличие от вампира он не ограничивался ночными действиями, встреча с ним грозила бедой и в солнечный день. Но все же лунный свет всегда способствовал оборотням. Как это происходит? Начало превращения часто сопровождается ощущением легкого озноба, который затем сменяется лихорадкой. Человек испытывает головную боль и страдает от сильнейшей жажды. Руки начинают пухнуть и удлиняться, кожа лица и конечностей грубеет. Испарина и затрудненное дыхание тоже часто сопутствуют превращению. Ногам начинает мешать обувь, и оборотень ее сбрасывает, пальцы ног искривляютя и делаются более цепкими. Рассудок тоже меняется: становится неуютно и тесно в доме, хочется выбраться наружу. Вместе с тошнотой и спазмами приходит помутнение рассудка, в груди начинается жжение. Язык отказывается повиноваться, вместо членораздельной речи существо издает гортанное бормотание. Ликантроп сбрасывает одежду и встает на четвереньки, туловище его темнеет, покрывается матовой шерстью.
Ликантропом всецело овладевает жажда крови, подавляя все остальные чувства. И он убегает в ночь, воя на луну и убивая всех - животного или человека, - кто попался ему на пути. Обычно он убивает, прокусывая шейные артерии.
Удовлетворив свою кровожадность, ликантроп падал в лесу на землю и засыпал. К утру человек-волк снова становился человеком. Убийства ночью, раскаяние днем - такова была ужасная участь душегуба-оборотня.
Что об этом думают ученые?
Историки, медики и психологи на протяжении многих лет вели споры о том, были ли оборотни на самом деле. Общее мнение таково: человек не может в считанные часы обрасти шерстью и обзавестись клыками, а затем вернуться в прежнее состояние. В 125 году до нашей эры римский поэт Марцелл Сидет описывал такие случаи, указывая, что пораженного человека охватывала мания, сопровождающаяся зверским аппетитом и звериной свирепостью. Жертвы этой болезни, как правило, в конце концов удалялись в леса, на заброшенные кладбища, сбиваясь там в стаи, подобные волчьим.
В 1963 году доктор Ли Иллис из Хемпшира представил в британское Королевское медицинское общество работу под названием "О порфирии и этимологии оборотней". В ней на основании неопровержимых документов и глубоких научных исследований он доказывал, что вспышки оборотничества имеют достоверное медицинское обоснование. Речь действительно идет о тяжелой болезни, в результате которой люди теряют человеческий облик и нередко лишаются рассудка. В своей работе Ли Иллис привел около восьмидесяти случаев подобных заболеваний, описанных и изученных дипломированными врачами.
Конечно, человек в этом случае не превращается в волка, но становится существом, весьма далеким от человека в его физическом и психическом понимании. То, что болезнь передается через укусы, доктор Иллис считает чепухой. Другое дело - наследственность. Этот вариант не исключен, в некоторых случаях - закономерен. Отнюдь не случайно в Западной Европе оборотничество иногда охватывало целые селения, наиболее частыми такие случаи были в Швеции и Швейцарии, а, например, Цейлон вообще не знаком с подобной бедой, и о вервольфах здесь никто ничего и никогда не слышал. Однако загадка человека-волка до сегодняшнего времени до конца не раскрыта.
Публикации в ХХ веке
В 1918 году случилось странное происшествие с капитаном Шоттом в Северной Нигерии. Попав со спутниками в одну из деревень, они услышали жалобы местных жителей на буйство гиен. Решили пойти по их следам, но следы неожиданно обрывались, переходя в человеческие. Капитану Шотту удалось увидеть крупную гиену и подстрелить ее. Пуля раздробила зверю челюсть. Кровавый след привел охотников в другую деревню, где в тот же день один крестьянин умер от никому не известной страшной раны. Оказалось, что у него была буквально снесена челюсть.
Один из самых знаменитых случаев обнаружения "диких детей" произошел в 1920 году в районе Годамури (Индия). Этот случай описан доктором Сингхом.
В октябре 1920 года, когда он читал проповеди в районе Годамури, к нему подошли несколько возбужденных местных жителей и рассказали о "фантастических существах", живущих в джунглях. Простые индийские крестьяне были напуганы "чудовищами" из пещеры. Доктор решил отправиться посмотреть на эти существа, и после наступления сумерек он и сопровождавшие его местные жители увидели семейство волков, появившееся из вырытой в склоне оврага норы. Впереди шли три взрослых волка, потом бежали два волчонка, а за ними двигались, по определению перепуганных крестьян, два "чудища". Это были диковинные животные, которых Сингх не смог классифицировать.
Решено было их поймать. Через неделю доктор вернулся к волчьему логову. Двух волков в нем не было, а волчицу, охранявшую вход, пришлось застрелить. Преподобный Сингх и его подручные были изумлены, обнаружив в логове двух волчат и двух человеческих детенышей - девочек. Последние были голыми, покрытыми болячками и синяками, но проявляли большую агрессивность, чем их товарищи-волчата, и были готовы энергично защищать свою территорию. Их забрали из берлоги и отдали местным жителям. Те при первой же возможности избавились от них, и через несколько дней доктор нашел девочек полумертвыми от голода. Он постарался выходить их, заставляя пить и есть.
Младшей, Амале, было около 18 месяцев, а старшей, Камале - так окрестил их доктор Сингх - около восьми лет. Кожа у обеих была изрядно поцарапана и покрыта мозолями, языки высовывались изо ртов, они скалили зубы и тяжело дышали, чтобы охладить себя. Дети были не способны видеть днем и спасались от солнечного света в темных углах. Ночью они выли и метались по комнате в поисках выхода. Спали они всего лишь пять-шесть часов в сутки, ели только сырое мясо и утоляли жажду, лакая жидкость. Девочки ползали на коленях и локтях, но на улице они довольно быстро бегали на четвереньках. Они рычали на людей, изгибали спины, подобно волкам, при приближении тех, кого считали опасными. "Охотились", преследуя цыплят и других домашних животных, рыскали по двору в поисках выброшенных потрохов и с жадностью пожирали их. Девочки прожили в неволе недолго: младшая умерла через год, а старшая прожила еще десять лет.
В 1960 году владелец зоопарка в городе Чилнгмай (Таиланд) Гарольд Янг охотился в горах и набрел на небольшую деревню. Неожиданно раздался крик, и Янг подбежал к хижине, где увидел, как страшный зверь впился зубами в шею женщины. Охотник поднял ружье и выстрелил чудовищу в грудь. Но тот скрылся в джунглях, оставив за собой кровавый след. Наутро Янг с жителями деревни отправились по этому следу. Вскоре они увидели, что следы поворачивают обратно в деревню, к одной хижине. Войдя в нее, люди обнаружили мужчину с пулевой раной в груди.
Оборотень ли ты?
Издавна существовал "безошибочный" способ, помогающий выявить оборотня. Во время превращения в волка возрастающая жажда крови соединялась у несчастного с неудержимым желанием сорвать с себя всю одежду, и, срывая, он, естественно, ранил себя. На коже появлялись ссадины и царапины и во время охоты в лесу. Охотники за оборотнями заставляли раздеться подозреваемого.
Гораздо более жестокий способ определения оборотня породило верование (широко распространенное в Германии, во Франции и в Восточной Европе), будто оборотень может поменять свою кожу, просто выворачивая ее наизнанку - если он появляется в человеческом облике, значит, просто вывернул наружу свою человеческую кожу.
Трудно поверить, но многие люди были буквально изрезаны на куски "правдоискателями", пытавшимися вывернуть их кожу "мехом наружу".
"Вечерний Новосибирск", 08.02.2003, Новосибирск, n25
|