После анализа свидетельств многочисленных очевидцев удалось создать довольно подробный фоторобот снежного человека. Обычно рассказывают о существе с низким лбом, маленькими запавшими глазами, хорошо развитой челюстью, редкими зубами.
Рост высокий, колеблется в пределах 2—2,8 метра (что может свидетельствовать или о видовых отличиях — в зависимости от географической зоны, или об отличии возрастном), массивное тело покрыто густой шерстью, длинные руки до колен и большие стопы. Несмотря на внушительные размеры, ети очень ловкие и способны двигаться со скоростью, в 2—3 раза большей, чем человек. Все, кто видел ети хотя бы в нескольких метрах от себя, отмечали невыносимый смрад человекоподобного существа.
В разных географических точках мира снежного человека называют по-своему: агагве, бигфут, тунгу, гул, тхат-тке, тема, дзу-те, ми-то и т.п. Учитывая, что большинство зафиксированных случаев встречи со снежным человеком связаны с Тибетом, в науке закрепилось гималайское название — «ети», что на языке местных народов означает «человек-медведь». Но пусть семантика не вводит в заблуждение, ведь ученые, верящие в существование ети, считают его вегетарианцем, а все очевидцы рассказывают об особой осторожности в поведении, страхе и внезапном бегстве при появлении людей. Именно поэтому все истории-сенсации типа «снежный человек смертельно ранил подростка», «ети столкнул машину туристов в пропасть» или «агрессивное человекоподобное существо разрушило горный лагерь охотников» исследователи иронично считают стопроцентной фальсификацией или очевидным преувеличением, вызванным психологическим шоком. Кстати, невероятную способность мгновенно исчезать связывают с мифологией. Значительное количество легенд и суеверий приписывает снежному человеку умение гипнотизировать, летать, телепортировать, становиться невидимым и снимать любое заболевание лишь взглядом. У некоторых горных народов ети часто ассоциируется с демонами, лесной нечистью или выходцами из «параллельного» мира.
Безграничные территории Советского Союза в свое время охватывали значительную часть горных территорий — естественная среда существования снежного человека. Хорошо известная политика партии не допускала существования нежелательных взглядов даже в головах людей — существ изученных, которыми густо заселена планета. Поэтому паранормальное досье снежного человека в конце 50-х — начале 60-х годов специальная секретная комиссия Академии наук СССР взялась изучать особенно тщательно. Продолжительный сбор информации и накопление документов позволили в 1987 году кандидату биологических наук В.Сапунову опубликовать в журнале «Химия и жизнь» официальный вывод.
Оказалось, что рост снежного человека может достигать 191—194 см. Существо рассудительное и осторожное, неагрессивное — то есть соответствует основной научной характеристике. Параллельно выдвигалось предположение, что очевидцы преднамеренно или подсознательно способны фальсифицировать данные. По мнению ученого, образованный человек будет приближать свои впечатления к литературным образам, а необразованному присущи фантазия и суеверие. Однако выяснилось, что существенных отличий в показаниях нет. И это была первая результативная неожиданность исследования для власти. Выводы специального ученого коллегиума диктовали новую тактику поведения — игнорирование прежних выводов и попытку утверждать, что науке до сих пор неизвестен факт полного уничтожения второй ветви палеонтропа и, следовательно, весомых доказательств существования так называемого снежного человека быть не может.
Но официальный вывод власти опровергали два важных момента. Во-первых, продолжительные поиски ети другими советскими учеными (академик Сушкин, доктор биологических наук Хохлов, профессор исторических наук Поршнев). В частности, последний был убежден, что снежный человек, которого он так и не поймал, но в существование которого глубоко верил после нескольких наблюдений в горах и большого количества собранных фактов, — потомок неандертальцев, вытесненных из Европы значительно более выносливыми кроманьонцами 50 тысяч лет назад. Соглашались с мнением Поршнева и несколько ученых, организовывавших экспедиции на поиски ети под прикрытием — власть знала об исследовании грунтов, горных водных ресурсов или обычаев автохтонных народов. Во-вторых, выводы советской власти автоматически опровергали продолжительные исторические исследования других ученых со всего мира.
Верования в снежного человека уходят в глубокую древность. Скажем, крымская легенда времен Киевской Руси рассказывает о «снеговике» или так называемом ети — второе название демонологического образа. Издревле русичи лепили из снега фигуру дикого человека и совершали жертвоприношения, чтобы ети не забрал детей поселения. Первая официальная информация о нем появилась в 1735 году. Тогда, после встречи с неизвестным науке существом, выдающийся шведский натуралист Карл Линней назвал его гомо ноктюрнус — «человек ночи». Название «снежный человек» появилось в 1921 году, когда в Гималаях экспедиция во главе с альпинистом Говардом Бэри заметила следы огромных размеров. Информация 1941 года свидетельствует, что в горах Дагестана полковник Карапетян смог поймать снежного человека. К сожалению, дальнейшая судьба существа неизвестна, но записи в дневнике снова рассказывают о типичных признаках: большой рост, мохнатое тело, поведение определяется схожестью с человеческими привычками, питается исключительно ягодами и корнями.
Один из самых известных случаев, получивший широкую огласку и послуживший причиной первых серьезных научных исследований, произошел в 1951 году. Тогда, во время экспедиции на Эверест, на высоте 6705 метров Эрик Шиптон сделал первые четкие фотографии человекоподобного существа. Размещенный для достоверности рядом ледоруб позволяет поверить, что изображенный след был 31,25 сантиметра в длину и 16,25 — в ширину. В 1970 году группа альпинистов во главе с Доном Вилансом обнаружила подобные следы в горной местности, где информация о существовании людей никогда не появлялась. В тот же день члены экспедиции полчаса наблюдали через бинокли за неизвестным человекоподобным существом. Поскольку альпинисты не были учеными, информация не была субъективной, а на такой высоте (4267 метров) галлюцинации никогда не фиксировались, то эти события привели к прибытию в Непал многочисленных групп ученых.
С тех пор ученые многих стран активно организовывали множество экспедиций на поиски загадочного ети. Ежегодно появляется немало сигналов о встречах со снежным человеком: публикуются фото или рассказывается о найденном высоко в горах жилище. Подобные истории с недавних пор касаются даже родного Крыма. Оказывается, горные жители не так уж и редко видели ети. Особенно много случаев связано с Бахчисараем, переполненным подземными лабиринтами и развалинами древних поселений. В конце концов украинская территория лишь добавляет ложку дегтя в научный спор мирового уровня...
Конфликт взглядов: теория за теорией
Несмотря на бесчисленные случаи встреч со снежным человеком, главный спор до сих пор сводится к вопросу: а существует ли, собственно, ети на самом деле? Многие ученые, включая известных зоологов, до сих пор выдвигают предположения, что следы (наиболее вероятно) были оставлены медведями. Хорошо известно, что эти животные способны ходить на задних лапах, а на большом расстоянии, стоя в вертикальном положении, они достаточно похожи на человекоподобное существо. Все фото и видеоматериалы эта группа ученых считает фальсификацией. Другая гипотеза убеждает, что ети — это лишь павианы-гамадрилы, крупные горные обезьяны. Очередная группа фанатичных исследователей НЛО считает снежного человека пришельцем с других планет. По их мнению, интеллект высшего уровня этих существ позволяет невероятно удачно скрываться от человеческой цивилизации.
Наконец, в 1967 году в Северной Калифорнии зоолог Роберт Паттерсон представил на суд телезрителей пятнадцатиминутную видеозапись — скрытое наблюдение за самкой ети. Фильм, естественно, назвали очередной подделкой, но до сих пор ни один специалист-монтажер Голливуда этого не подтвердил. И что делать с массой фактов? Ведь едва ли не каждый год японские ученые возвращаются с Гималаев с новыми рассказами о реальном существовании снежного человека. В Пакистане истории о таких же существах превратились почти в анекдоты и устное творчество горных народов, а российский ученый В.Макаров, руководитель более двадцати экспедиций по поиску ети в Средней Азии, кандидат биологических наук, издает «Атлас снежного человека» — результат многолетних наблюдений. В нем содержится большое количество известных фото, наскальных рисунков, свидетельств очевидцев. Кстати, некоторые из этих рассказов по-настоящему шокируют. Макаров убеждает в родстве ети с человеком. Ведь как иначе, считает он, объяснить случай в Абхазии: пойманная самка ети осталась жить в неволе и несколько раз беременела от хозяина семьи, рождая детей? Следовательно, снова факты, споры, — и снова загадка...
Автор: Ольга ШКАБОЙ
http://mahasiddha.ru/news.php?readmore=28 |