В глубокой древности мифы народов мира описывали сирен как ужасных существ, плавающих в темных водах. Однако прошло совсем немного времени, и чудовища «превратились» в необыкновенных красавиц. Их отличали зеленые глаза, перламутровые зубы, золотистые или серебристые волосы. У них был торс женщины, переходящий в чешуйчатый хвост.
Античной Греции долгое время считалось, что сирены похожи на птиц. Римский поэт Овидий, много писавший о превращениях людей и богов в животных, так говорил о сиренах: «Окрыленные, они пустились на поиски богини плодородия и царства мертвых Персефоны, украденной богом подземного мира и царства мертвых Аидом, ставшим ее мужем».
Поначалу сирены околдовывали своих жертв восхитительным пением, а не прелестями тела. Их первой добычей стал один из главных героев «Одиссеи», участник осады Трои царь Итаки Улисс. Славившемуся умом, хитростью, изворотливостью и отвагой Улиссу сирены просто сказали: «Мы знаем не только то,что происходит на земле, но и то, что происходит в Трое...»
Лишь в I веке у них появился рыбий хвост. Прекрасные волосы придавали сиренам большую сексуальность, благодаря чему они превращались в «воровок душ». В эпоху Ренессанса - новое изменение: морские девушки утратили сладострастие, однако стали завоевательницами и защитницами моряков. Многие моряки верили в их реальное существование. И таких начиная с XV века становилось все больше и больше. Не был исключением и знаменитый Христофор Колумб, о котором написал кто-то из современников: «Когда адмирал появился в Рио-де-Оро, он утверждал, что видел трех сирен, плававших на поверхности моря. По его мнению, они были не так красивы, как их рисовали». Позднее ученые выдвинули версию о том, что Христофор Колумб наблюдал ламантинов - водных млекопитающих отряда сирен.
Но вот пришло время, когда в цирках Европы зрителям стали показывать сирен. Появилась даже мода на сирен, и хозяева зажиточных домов могли позволить себе держать их в огромных аквариумах, правда, не позволяя гостям подходить слишком близко. На рынке можно было купить «сирену», сшитую из лоскутков. А вскоре известный писатель Ганс Христиан Андерсен еще раз трансформировал сирен - из сексуальных обольстительниц они стали символом чистоты и преданности. Он описал молодую сирену, полюбившую принца и ради него готовую на все. Однако принц любит ее лишь как сестру и женится на другой. Отвергнутая сирена становится бессмертной...
Оказывается, среди сирен были и мужчины, также имевшие рыбьи хвосты. В «античном океане» было много по-лумужчин-полурыб. Греческий бог океана Посейдон всегда появлялся в компании морских мужчин - тритонов, тело которых было покрыто чешуей.
О собенно много рассказов о тритонах появилось в эпоху Ренессанса. В 1671 году, по свидетельству очевидцев, на Мартинике появилось такое мифическое существо. Сообщалось, что «морской бородач» был «с подружкой». Если проанализировать все мифы, связанные с сиренами и их морскими спутниками, то выяснится, что таких пар в Азии было значительно больше, чем в Европе.
В 1504 году художник Жером Бош написал картину «Сад земных наслаждений». На полотне изображена сирена и ее морской кавалер, олицетворяющие собой плотскую любовь и сластолюбие. Правда, художник взял восточный сюжет. Жертвами же, если так можно сказать, этого азиатского любовного союза стали европейские сирены, которые стали «терять» своих спутников-мужчин. Но были и исключения: легенда Бретани (Франция) рассказывает о том, что «рожденные морем» мужчины и женщины занимались любовью на островах при свете луны. Почему-то на картинах, изображавших это действие, у сирен были головы обезьян...
Сирены появляются практически во всех мировых культурах. Но что они символизируют? На этот вопрос французский психолог-аналитик Мари-Лор Колонн ответила так:
- Сирены - это очень интересный миф с точки зрения психологии. А символизируют эти мифические существа наши «отношения» с неосознанным миром. Все женское у мужчин и мужское в женщинах - в этом образе. Миф о сирене, существе без души, намеревающемся подарить сокровище земному мужчине, будто бы говорит о нашем союзе со всеми таинствами существующей природы и мира, о его глубине, о которой мы порой не догадываемся. Поэтому сирена, во что верили и верят многие люди на нашей земле, может очаровать, увлечь, околдовать человека и даже умертвить его. На итальянской мозаике XII века, например, изображена эротическая фигурка сирены с двойным хвостом. Хвост сирены говорит о животной природе бессознательного мира - нашей инстинктивной мудрости. Длинные и блестящие волосы - о сексуальности характера и природе человека. Эта символика обозначает силу, озарение, созидание... Миф о сиренах - миф о вечной женственности, преданности, но и коварстве.
Человеку всегда хочется верить в то, что ему недоступно. Поэтому мифы, в том числе и о сиренах, существуют. А вдруг эти загадочные создания действительно обитают в глубинах морей и океанов?.. В конечном итоге именно эта вера и стремление человека открывать и постигать неизведанное делает его жизнь осмысленной, пробуждает в нем потребность к совершенствованию.
И в то же самое время предприимчивые земляне были не прочь на этом мифе заработать. Дюгонь (водное млекопитающее отряда сирен) длиной обычно до трех метров обитает у берегов Восточной Африки, Южной Азии, Молуккских, Филиппинских и Малазийских островов, Новой Гвинеи и Австралии, заходит в устья рек, малочисленное, занесена в Красную книгу. Иногда предприимчивые рыбаки маскировали такое животное под сирену и за деньги показывали на рынках. Долгое время это водное млекопитающее, так же как и ламантины, принималось за рыбу и сирену одновременно, Кстати, именно в XIX веке китайские и японские рыбаки шили туловище таких «сирен» из шкур обезьян, насаживали их на хвосты крупных рыб и эти «изделия» довольно успешно продавали на Западе. Одна из таких сирен, которой дали имя Феже, была даже выставлена на Бродвее в 1842 году.
Существуют ли сирены на самом деле? Вряд ли кто-то сможет дать исчерпывающий ответ на этот вопрос. В мифах народов мира сирены имеют различный облик. Иногда сирену называли «змеей мягкой воды», феей Мелюзиной или озерной сиреной.
Сирен в эпоху Ренессанса называли и кокетливыми наядами - нимфами рек, ручьев и озер. Образ этих сирен стал встречаться в балетных спектаклях, а художники предпочитали их «раздевать».
Видимо, они действительно все-таки были прекрасны. А может быть, и есть?
Галина АЛЕКСЕЕВА, Вячеслав ОРЛОВ
НЛО #3(219),2002 |