Ученые из Германии в течение трех лет наблюдали за двумя соседствующими группами шимпанзе в Национальном парке Таи (Кот-д’Ивуар) и обнаружили, что шимпанзе, обходя территорию, поднимаются на холмы, чтобы собрать информацию о соперниках. Так они решают, стоит ли им продолжать путь, или лучше вернуться.
Обезьяны чаще забирались на холмы вблизи чужой территории и реже — когда двигались вглубь своей. Подобное поведение ранее считалось характерным только для людей. Исследование опубликовано в PLoS Biology. Для территориальных социальных видов характерны межгрупповые конфликты. Люди, чтобы максимизировать выгоды таких конфликтов и снизить издержки, научились применять различные тактики, в том числе коллективно. Например, устраивать засады или использовать рельеф местности — забираться на возвышенности для того, чтобы обнаружить соперника, оценить его численность и взвесить риски перед наступлением. Вероятно, война — одна из движущих сил размера мозга и когнитивных способностей гоминид.
Нечеловеческие животные иногда тоже залезают повыше, чтобы привлекать партнеров или выслеживать хищников. Но ничего не известно о том, использует ли кто-то кроме людей подобные территориальные тактики во время внутривидовых конфликтов или для их избежания. Шимпанзе тоже делят территорию и враждуют с соседними группами, и у них есть свои коллективные тактики. Например, они способны на слух оценивать численность соперников, не приближаясь к ним слишком близко, и вступают в конфликт, только если противников намного меньше. Также они стараются перемещаться большими группами вблизи границ своей и чужой территории.
Чтобы выяснить, используют ли шимпанзе возвышенности в целях разведки, Сильвен Лемуан (Sylvain R. T. Lemoine) из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка вместе с коллегами с конца 2013 по конец 2016 года наблюдал за двумя конкурирующими группами западных шимпанзе (Pan troglodytes verus), живущими на соседних территориях в Национальном парке Таи (Кот-д’Ивуар). Ученые использовали прямые наблюдения и GPS-трекеры, чтобы зафиксировать перемещения обезьян, которые могли двигаться внутрь своей территории и к ее границам — туда, где территории групп могут даже частично пересекаться. Во время таких вылазок к границам шимпанзе патрулируют свою территорию, а иногда — расширяют ее.
Исследователи предположили, что шимпанзе будут забираться на холмы по пути следования, особенно когда будут двигаться к границам своей территории, в том числе затем, чтобы обнаружить соперников и сделать выводы о их близости и численности. На возвышенности легче услышать конкурентов, даже если они находятся достаточно далеко; а вот видеть соседей обезьяны не могли даже с холмов, поскольку растительность в тропических лесах слишком густая. Также авторы предположили, что свои наблюдения шимпанзе будут использовать для того, чтобы решить, двигаться им дальше или возвращаться назад.
За время исследования шимпанзе из обеих групп поднялись на 103 периферийных холма (58 и 67 холмов для двух групп), причем на 22 из них забирались обезьяны из обеих групп. Шимпанзе действительно чаще залезали на такие холмы, когда двигались в сторону границы (57,73 процента случаев перемещений), чем когда возвращались вглубь (25,1 процента случаев). Обезьяны реже останавливались на конкретном холме, если в этот же день уже забирались на другие периферийные холмы (p < 0,001). Ученые обращали внимание и на то, чем именно занимаются шимпанзе на холмах и на низменностях: наблюдение за соперниками предполагает, что шимпанзе в это время должны отдыхать (то есть останавливаться хотя бы на пять минут), а не собирать пищу или перемещаться. И на самом деле шимпанзе отдыхали чаще на большой высоте, чем на маленькой. Также они чаще отдыхали на холмах по мере приближения к границе и тогда, когда впереди не было других холмов.
Также ученые обнаружили, что после того, как шимпанзе оценивали обстановку с высоты, вероятность приближения к конкурирующей группе увеличивалась по мере увеличения расстояния до нее. Если соперники были на расстоянии 500 метров, вероятность того, что группа продолжит идти в сторону границы, составляла 40 процентов, а если до соседней группы оставалось около трех километров, вероятность вырастала до 60 процентов. На небольших высотах вероятность продвижения вперед (к границе) не менялась вне зависимости от близости соперников и составляла примерно 40 процентов. А вот численность групп соперников не влияла не решение шимпанзе о том, продолжать ли путь.
https://nplus1.ru/news/2023/11/03/chimpanzees-on-the-hill |