Жизнь диких птиц наполнена стрессом: им нужно уворачиваться от хищников и приспосабливаться к изменениям окружающей среды. И хищников, и экологических сюрпризов вокруг пернатых предостаточно, поэтому можно только удивляться, как их нервная система (и вообще весь организм) всё это выдерживает.
Птичий стресс можно оценить по уровню стрессового гормона кортикостерона. Его резкий выброс происходит через минуту–две после возникновения угрозы, когда организм после немедленного ответа (если такой ответ требовался) начинает мобилизацию ресурсов, чтобы окончательно справиться с опасностью. Стрессовый гормон необходим, но если приходится жить в постоянном стрессе и кортикостерон всегда зашкаливает, то это чревато неприятностями со здоровьем и снижением срока жизни.
Однако не все птицы одинаково реагируют на стресс. Даниэль Соль из Центра экологических исследований и лесного хозяйства в Серданьоле-дель-Вальес (Испания) и его коллеги давно занимаются этим вопросом; в частности, им удалось заметить, что шансы на выживание увеличиваются у тех птиц, чей мозг больше, и тут, например, показательны такие пары: вороны с попугаями и куры с перепелами. Высокие когнитивные способности врановых и попугаев давно не секрет, но эти способности существуют не сами по себе и не для того, чтобы разгадывать загадки экспериментаторов, а действительно помогают птицам выживать в их естественной среде.
Рост продолжительности жизни может быть связан как раз с тем, что на организм птиц меньше «давят» стрессовые гормоны. В новой работе, которая будет опубликована в Proceedings of the Royal Society B, зоологи сравнивают размер птичьего мозга и уровень кортикостерона. Впрочем, такие исследования проводились неоднократно, и учёным нужно было лишь проанализировать то, что сделали их коллеги. Авторам удалось найти 189 сообщений на эту тему, которые были опубликованы с 2010 года и охватывали 200 видов птиц.
Соответствие между размером мозга и уровнем кортикостерона при стрессе оказалось весьма чётким: у птиц с крупным мозгом стрессового гормона в трудных ситуациях было мало, и чем меньше становился мозг, тем выше был уровень кортикостерона.
По-видимому, развитый мозг служит хорошей альтернативой стрессовому гормональном ответу: в сложной ситуации индивидуум находит решение благодаря когнитивным усилиям, а не общей мобилизации всего, что только можно. Развитый мозг позволяет, скажем, запомнить предыдущие стрессовые ситуации, которые были похожи на новую, и скомбинировать спасительное решение из прежних находок.
Правда, исследователи пока не знают, как именно большой мозг тормозит гормональный выброс: здесь ограничиться статистическими корреляциями уже не получится, придётся ставить полноценные физиологические эксперименты.
Кроме того, для полноты картины авторы работы хотят провести такой же анализ, но для какой-нибудь одной систематической группы птиц, которая включала бы в себя виды как с большим, так и с маленьким мозгом.
http://compulenta.computerra.ru/chelovek/biologiya/10008942/ |