Видеокамеры, непрерывно следившие за осьминогами в университетском аквариуме, зарегистрировали у них крайне необычное поведение во время сна. В такие периоды тело начинает судорожно дергаться, и моллюск выбрасывает облако маскирующих чернил, словно спасаясь от приснившейся угрозы.
Об этом рассказывается в новой статье биологов из Городского университета Нью-Йорка и Рокфеллеровского университета. Работа еще готовится к публикации в рецензируемом журнале и пока представлена в онлайн-библиотеке препринтов biorXiv. Считается, что осьминоги спят подобно нам: долгие фазы глубокого сна тоже чередуются с короткими активными, когда эти животные быстро меняют текстуру и окраску кожи. Предположительно, в это время им снятся сны, хотя и не совсем такие, как у людей. Ученые не уверены, что когнитивные способности осьминогов позволяют поддерживать последовательные представления о себе и мире. Поэтому считается, что если во сне им действительно грезятся образы, то они похожи не столько на сюжеты и повествования, сколько на череду коротких клипов. Однако и эти «клиповые» сны могут быть пугающими.
Еще несколько лет назад Эрик Рамос (Eric Ramos) и его коллеги выловили у побережья Флориды самца осьминога вида Octopus insularis. Для экспериментов его привезли в аквариум Городского университета Нью-Йорка и назвали Костелло, в честь одного из инопланетных существ из научно-фантастического кинофильма «Прибытие». Костелло легко адаптировался к жизни в неволе и чувствует себя там настолько уверенно, что нередко спит вне укрытия, а это совсем несвойственно осьминогам в естественных условиях. Это облегчило ученым наблюдения.
Однажды утром они заметили, что вода в аквариуме чуть подкрашена чернилами — богатой меланином жидкостью, которую многие головоногие выбрасывают при опасности. Биологи срочно проверили видеозаписи аквариума, сделанные в течение ночи. Оказалось, поначалу Костелло безмятежно спал, прикрепившись к прозрачной стенке аквариума, однако в какой-то момент начал резко меняться, раздуваясь, чтобы показаться крупнее, и в конце концов выбросил чернильное облако. Такая реакция характерна для осьминогов, отбивающихся от нападения, но обстановка в аквариуме оставалась по-прежнему спокойной.
Изучив архивные видеозаписи, Эрик Рамос и его соавторы нашли еще несколько примеров подобного поведения Костелло во сне. Все такие случаи происходили в конце активной фазы сна. Пассивный сон осьминогов длится периодами около получаса, в течение которых они остаются неподвижными, а их кожа — бесцветной. Этот цикл завершается парой минут активного сна с резкими изменениями цвета и текстуры, когда, как предполагается, к осьминогам и приходят сновидения. Возможно, некоторые из них оказываются достаточно страшными, вызывая соответствующие реакции у спящего животного.
Впрочем, такая версия остается лишь гипотетической. Делать однозначные выводы на основе нескольких наблюдений одного-единственного животного не стоит. Кроме того, возможны и другие объяснения необычному поведению Костелло. Он достаточно стар и может испытывать различные нарушения сна — например, нечто вроде лунатизма — или даже страдать от судорог. Если бы речь шла о человеке или хотя бы о позвоночном, можно было бы поместить в головной мозг электроды и вести мониторинг его активности. Но для головоногих, нервная система которых устроена совершенно иначе, такой метод не подходит. Как заметил один из авторов новой работы: «Куда помещать электроды у животного, вообще не имеющего формы»?