В разных частях света его называют по-своему. На Памире – йети, в Европе – сноумен (снежный человек), в Америке – бигфут (большеног), в Гималаях – метч-канг-ми (грязный снежный человек)...
Под Петербургом снежного человека окрестили «белым». По рассказам очевидцев, там его видели в 1982 году на берегу озера Суходольское. По утверждению доктора биологических наук, председателя объединения «Криптобиология» Валентина Сапунова, «большой белый человек – не плод фантазии и не массовая галлюцинация. В том же 1982 году в лесу возле деревни Орехово Приозерского района дикого человека, покрытого волосами, встречали и другие туристы. Последующие сообщения о снежном человеке поступали в 1987–1988 годах. С февраля 1989 года по март 1990 года неизвестного «лохматого» регулярно наблюдали на Карельском перешейке в узкой полосе от Ушкова до Матоксы. Затем «белого» видели под Сортавалой и под Приозерском.
Но из материальных доказательств обитания в здешних краях чуда-юда существует единственная действительно стоящая находка. Это... фекалии (или экскременты). Их обнаруживают в тех местах, где побывал «белый». Лабораторный анализ показал: они не могут принадлежать ни человеку, ни какому-либо известному в Ленинградской области животному.
По следам авдошки
Обнаружен еще один факт существования снежного человека и в лесах Новгородчины. Две недели назад побывавшие в Малой Вишере московские криптозоологи (ученые, занимающиеся изучением редких видов животных) в очередной раз нашли в лесу на болотном острове Терехун следы йети. Узнав об этом, петербургский ученый Валентин Сапунов, один из редких в России специалистов по снежному человеку, сразу же бросил дела и срочно помчался в Малую Вишеру. Остановился у Олега Иванова, местного поэта и страстного охотника за йети. Они познакомились 10 лет назад, когда в руки Сапунову окольными путями попала книжка маловишерца «Авдошки. Встречи со снежным человеком». Но на этот раз Олег Михайлович искать реликтового гоминоида (он же йети) не пошел: мать болеет. И пожалел... Потому что Сапунов в том самом районе, где москвичи наткнулись на следы огромных ног, обнаружил погрыз на дереве – четыре четкие полосы от зубов. Эти отпечатки зубов были очень похожи на те, что несколько лет назад ученый нашел в Карелии. Тогда лабораторные анализы, проведенные в Институте генетики (где и работает Сапунов), определили, что расстояние между клыками у этого существа в 2,3 раза больше, чем у человека разумного.
Снежным человеком Иванов заболел еще в младые годы, лет сорок назад. 12-летний Олег жил тогда в деревне Поддубье и очень любил рыбачить в болотных омутах на Терехуне. В тот день они с другом оставили удочки в воде, решили побродить и... увидели на тропке след от босой ступни. Но лапища-то была огромная, сантиметров 40! Объяснения этому феномену мальчишки не смогли найти. Через две недели решили в том же болоте поискать морошку – и опять следы! Забыв про ягоды, двое незадачливых друзей отправились по отпечаткам... Те привели к остаткам чьего-то пиршества: на траве валялись рыбьи кости и головы.
А вскоре на соседней полянке появились и сами рыболовы – четыре существа: два больших и два маленьких... Все четверо – поросшие густой рыжей шерстью. Так быстро друзья, наверное, никогда не бегали. Оба неслись, не разбирая пути, и в конце концов плюхнулись прямо в трясину. Если бы не случайный спаситель, для обоих она стала бы могилой.
Поэт не раз ходил в такие экспедиции и по области, и за ее пределами. Побывал на Вологодчине, в Коми, в Эстонии. – Когда свободен, я всегда хожу в лес. Порой что-то и нахожу, – рассказывает Иванов. – В прошлом году в ноябре, перед самым снегом, наткнулся на цепочку следов. Они шли совсем недалеко от жилья, рядом с речкой Большой Вишеркой. Сезон поисков у Олега Михайловича начинается чаще всего весной, когда снег сойдет. Кроме того, всем криптозоологам известно, что гоминоид – животное летнее, на зиму уходит в спячку. И самое главное – весной на влажной земле легче обнаружить следы. Раньше ученые, к которым присоединялся и Иванов, ходили просто так, на авось. Теперь они стали осмотрительнее. Сначала опросят знакомых егерей, лесников, охотников, местных жителей. По результатам таких рассказов составляют примерный маршрут.
– Йети – животное мигрирующее, – утверждает поэт. – В Новгородской области он встречается еще в Хвойнинском и Любытинском районах. Временами уходит в Ленинградскую область. В нашем регионе обитает одна из разновидностей авдошки – северная. Они у нас крупнее, чем, например, на юге. Там снежный человек маленький, ростом в полтора метра. Да и природные условия на юге мягче. У нас долгие зимы, поэтому он такой здоровый. Питается в основном рыбой, ягодами, яйцами, грибами и корешками. А древесная кора для него – как для человека семечки. У нас в области их, наверное, три особи есть. – Олег Михайлович, что же вы, все ищете, ищете и видели уже не раз, а поймать не можете. Почему его трупа ни разу не нашли? – коварно спрашиваю.
– Почему? Находили его останки, правда, в Кировской области, еще в Гражданскую войну. Действительно жаль. Всю жизнь Иванов к этому загадочному существу подбирается, до сих пор даже сфотографировать не смог. А так хочется посмотреть на настоящего снежного человека.
Почему авдошки? Давным-давно в деревне Селищи жила баба Авдотья. Замуж ее никто не брал. Странная она была, со многими недостатками. Со всеми спорила, ни с кем не соглашалась. Не могла она жить с людьми и ушла в лес. Стала жить в норах. Год жила, два жила, потом пропала совсем. Кто-то из охотников видел ее с шерстистым диким человеком. Пошли у них волосатые дети, все лицом в Авдотью. Так и появилось название – авдошки.
Елена Кузьмина «НОВГОРОДСКИЕ ВЕДОМОСТИ» (Великий Новгород)
|