Цветение — пожалуй, самый ответственный этап в жизни растения. Без преувеличения, от его плодов — скажем, урожая зерновых — зависит весь мир, а также, конечно, воспроизводство семян для обеспечения будущих посевов.
Хотя классические эксперименты давно и наглядно продемонстрировали способность растений подстраивать время начала цветения под существующие условия среды, такие как свет, температура и наличие питательных веществ, почти ничего не было известно о том, что же на самом деле служит тем триггером, который заставляет растения цвести в самых разных условиях, вместо того чтобы и дальше покрываться листвой.
Исследование научной группы из Национального университета Сингапура продемонстрировало то, как именно это происходит на молекулярном уровне. Учёным удалось идентифицировать протеин, делающий возможным процесс цветения при нормальных световых условиях. Отчёт о работе опубликован в журнале PLoS Biology, находящемся в открытом доступе.
На то, чтобы найти «элемент», который запускает цветение, ушло пять лет, в течение которых учёные просканировали в поисках нужного протеина около трёх миллионов (!) растительных образцов. Метод дрожжевого двугибридного анализа позволил в итоге идентифицировать молекулу FTIP1. Как оказалось, растения с мутировавшей нефункциональной версией FTIP1 зацветали намного позже при нормальных условиях освещения (около 16 часов света в день). Когда же мутантам вводили работающий ген, график цветения приходил в норму.
Думаете, пять лет потрачены на смехотворную ерунду? Между тем теперь, когда мы знаем, что FTIP1 регулирует процесс цветения, контролируемого существующими условиями освещения, тот же FTIP1 и подобные ему гены могут быть использованы в качестве мишеней для направленной генетической модификации с целью установления желаемого графика цветения с учётом особенностей местной (или часто меняющейся) среды. Только так можно наполнить закрома родины.
http://science.compulenta.ru/674179/ |