Биологи выяснили, что каланы (или морские выдры) оставляют после себя археологические следы, сообщается в Scientific Reports. Они используют камни, чтобы разбивать о них раковины морских моллюсков. В результате на прибрежных камнях, которые служили им наковальней, остаются повреждения, а вокруг остается масса одинаково разбитых раковин.
Авторы считают, что по этим признакам можно найти старые ареалы каланов, а заодно они помогут археологам не запутаться и различить следы, оставленные каланами и древними людьми. Каланы или морские выдры (Enhydra lutris) обитают на севере и северо-востоке Тихого океана. Несмотря на название, они не относятся к роду выдр (Lutrа), хотя и являются их родственниками — выдры и каланы входят в семейство куньих (Mustelidae). Три века назад на планете жили 150–300 тысяч этих животных.
Но в середине XVIII века на них начали охотиться из-за ценного меха. В начале XX столетия количество каланов упало до одной–двух тысяч особей, которые обитали в отдельных точках своего исторического ареала. Питаются морские выдры, в основном, беспозвоночными: моллюсками, медузами, ракообразными, и некоторыми видами рыбы. Это единственные морские млекопитающие, которые пользуются камнями чтобы разбить раковины своей добычи. Они либо под водой достают из раковин моллюсков галиотисов, либо, плавая на поверхности, они действуют камнем как молотом или наковальней, держа его на груди, либо разбивают беспозвоночных о скалы на берегу.
Международная группа биологов под руководством Натали Уомини (Natalie Uomini) из Института мировой истории Общества Макса Планка показала, что каланы, используя камни оставляют следы (кучи расколотых раковин и метки на скалах), которые можно различить и через несколько лет. По этим следам исследователи надеются найти исторический ареал морских выдр. Кроме того, для археологов, исследующих следы человеческой деятельности, важно различать кто оставил кучи морского мусора, каланы или люди.
Авторы изучали популяцию каланов в морском заповеднике Элкхорн Слау в Калифорнии с 2007 по 2017 годы. В течение десяти лет они наблюдали за пищевыми привычками каланов, и собрали информацию о 629 кормежках с 29 разных мест. По большей части морские выдры питались мидиями (более половины рациона), другими моллюсками и крабами. Камнями пользовались только самки и только в четырех местах из 29. Здесь они, в основном, разбивали раковины мидий о выступающие из воды скалы.
В июле 2016 года ученые провели в этих четырех местах поведенческие и археологические исследования. Они наблюдали за несколькими самками и одним самцом, которые здесь кормились. Также ученые изучили 419 выступающих из воды камней и 2 цементных блока на местах кормежки. На 77 из них, на которых каланы разбивали раковины, они обнаружили повреждения, в том числе мелкие трещины и сколы. Вокруг таких камней они обнаружили множество разбитых раковин мидий, в основном, рядом с той стороной камня, которая была обращена к океану. Авторы изучили 29 случайно выбранных раковин и обнаружили, что все они были расколоты одинаково: правая половина раковины была разбита, а левая — цела.
По мнению исследователей, характерные повреждения камней и определенным образом расколотые раковины можно использовать для определения бывших ареалов каланов. К тому же они могут помочь понять, как эти животные использовали орудия в прошлом. Ранее исследователи выяснили, что родственники каланов, гладкошерстные выдры, учатся друг у друга при решении новых задач. Зоологи это выяснили, когда наблюдали за тем, как выдры открывают контейнеры с едой.
https://nplus1.ru/news/2019/03/14/sea-otter-archaeology |