Исконным населением новгородского края были финно-угорские племена чуди и веси. В VI веке на их земли пришли племена славян-кривичей, а в VIII веке – племя словен. Финно-угорское население постепенно ассимилировалось. О полузабытой «белоглазой чуди» уже в древнем Новгороде ходили байки, как о неких звероподобных людях, обитавших в низовьях Волхова, в глухих дремучих лесах. Их называли дивами или бесами. Когда стал православный народ селиться в тех местах, «бесы» ушли...
Но как полагают некоторые современные исследователи, столкнувшиеся со странными следами в глухих местах Северо-Запада России, возможно, речь в преданиях на деле шла не столько о языческой чуди, сколько о... реликтовых гоминидах, населявших те места и кое-где, по убеждению некоторых, живущих по сей день.
Плотность населения Новгородского края всегда была невелика. Поэт Н.А. Некрасов, поселившийся на Чудовской Луке (от слова «чудь») в 1871 году ради любимой им охоты, писал Тургеневу: «Унылая сторона, населённая наполовину корелами, бедная и невероятно дикая...»
Ныне процесс одичания возобновился. Сельчане бросают свои дома и уезжают в города – работать-то надо, а деревни зарастают травой да лесом. Вот и стали «бесы» возвращаться в места обитания их далёких родичей. Как бы то ни было, а встречи с так называемым снежным человеком особенно участились в Маловишерском лесу Новгородской области.
Малая Вишера – город с населением 12 тысяч жителей, средним числом по областным меркам, известен как железнодорожная станция на пути из Петербурга в Москву, а вокруг поселения, как в песне пелось – «голубая, голубая тайга».
Маловишерский лес болотист, местами трясины непролазные. Между трёх сел – Горницким, Поддубьем и Селищами – расположена особенно густая чащоба. Вот здесь-то и заприметили «чудище лесное». По рассказам очевидцев, в лесу обитает целая популяция человекообразных существ. Подробные свидетельства их существования собраны за период с 1960-го по 1980 год.
Первым «познакомился» с ними житель Поддубья Олег Иванов. Он был тогда ещё подростком; любил ходить в лес с приятелями на рыбалку. Однажды ребята увидели на тропинке странные человеческие следы длиной 40 сантиметров. Стали искать того, кто мог поблизости ходить босыми ногами. Следы вывели на полянку, где они нашли остатки чьего-то обеда. Тут и там валялись рыбьи кости. Осмотрев полянку, дети уже собрались уходить, как вдруг сквозь просветы листвы увидели приближение нескольких жутких созданий. Их было четверо – двое «взрослых» и двое «детей». Прежде чем дать дёру, Олег успел разглядеть, что все существа с головы до пят были покрыты рыжей шерстью. Конечно, взрослые не поверили рассказу подростков.
Через три года Олег (ему исполнилось 15 лет) прогуливался в одиночку по лугу, когда вновь повстречал снежного человека. Они оказались слишком близко друг к другу. Увидев перепуганного подростка, йети сам испугался и замахал руками, а затем быстро скрылся в высокой траве. После этой встречи Олег долго не мог прийти в себя, даже лечился от невроза.
С той поры Иванов не успокоился, а основательно увлёкся поисками следов местного гоминида. Сезон поисков у Олега Михайловича начинается чаще всего весной, как снег сойдёт. Кроме того, всем криптозоологам известно, что гоминид – животное летнее, на зиму уходит в спячку. И самое главное – весной на влажной земле легче обнаружить следы.
«Йети – животное мигрирующее, – утверждает следопыт. – В Новгородской области он встречается ещё в Хвойнинском и Любытинском районах (они расположены в относительной близости от Малой Вишеры); временами уходит в соседнюю Ленинградскую область. Питается в основном рыбой, ягодами, яйцами, грибами и корешками. А древесная кора для него – как для человека семечки. У нас в области их, наверное, три особи. Зовут их авдошками».
Почему так? Сказывают, в деревне Селищи жила баба Авдотья. Замуж её никто не брал. Странная была, со многими недостатками. Со всеми спорила, ни с кем не соглашалась. Не могла жить с людьми и ушла в лес. Стала жить в норах. Год жила, два жила, потом пропала совсем. Кто-то из охотников видел её с шерстистым диким человеком. Пошли у них волосатые дети. Так и появилось название – «авдошки».
Несколько лет назад был добыт ещё один факт существования снежного человека в лесах Новгородчины. В урочище Терехун, что находится между Малой Вишерой и Новгородом, летом 2003 года на болотах стали замечать странные цепочки следов, идущие в сторону Терехуна.
Петербургский учёный, доктор биологических наук Валентин Сапунов, один из редких в России специалистов по снежному человеку, сразу отправился на поиски. «Чтобы попасть в урочище, – рассказывал позже В.Б. Сапунов, – нам со студентом Новгородского университета Евгением Журавлёвым пришлось проделать нелёгкий путь. Сначала автобусом до вымирающей деревни Поддубье. Потом сутки ходу через непроходимое болото. Шли, обвязавшись верёвкой. Один тонет – другой вытаскивает. Добравшись до урочища, убедились – несколько десятилетий тут не ступала нога человека. Впрочем, смотря какого человека. На некоторых деревьях мы обнаружили на высоте 2,5 метра странные метки, нанесённые чем-то вроде полукруглых стамесок. Ни одно из известных животных Северо-Запада такого сделать не могло. Одно из повреждённых деревьев мы спилили, доставили в Петербург».
Эти отпечатки погрызов на дереве – четыре чёткие полосы от зубов – были очень похожи на те, что несколько лет назад Сапунов нашёл в Карелии. Тогда лабораторные анализы, проведённые в Институте генетики, где работает учёный, определили, что расстояние между клыками у существа в 2,3 раза больше, чем у человека разумного. Следовательно, йети должен быть размером в полтора раза больше нас.
Заключение специалистов – зоологов, экологов, охотоведов – было однозначным: следы оставило существо, похожее по физиологии и анатомии на крупных обезьян. По-видимому, легенды об обитавших в Новгородской области зверолюдях имеют под собой некоторые основания.
На следующий год В.Б. Сапунов решил вновь пройти тот же маршрут, осмотрев и соседние районы, дабы выяснить, не появилось ли новых свидетельств о снежном человеке, ведь местные жители рассказывали о том, что где-то в районе может ходить снежный человек-старик. Судя по следам, у него на ноге отсутствует один палец.
Сборщики грибов и ягод рассказали также о двух местах в лесу, где на них нападало чувство беспричинного ужаса. Это обстоятельство Сапунов взял на заметку, решив обязательно там переночевать. Дело в том, что приближению снежного человека, по рассказам свидетелей, часто предшествует чувство панического страха у людей и животных. Спутниками на маршруте стали проверенные друзья питерского криптозоолога: Евгений Журавлёв и Александр Иванович Мирошниченко – натуралист и экологический журналист, хорошо знакомый с проблемой снежного человека. В 1958 году, ещё будучи студентом, он на Памире 10 минут наблюдал сквозь прицел снайперской винтовки за снежным человеком, но не смог спустить курок. «На сей раз, – честно признаётся В.Б. Сапунов, – мы прошли большой и сложный маршрут через непроходимые дебри, топкие болота. Видели остатки землянок и окопов, мёртвые деревни. Ночевали в местах, где якобы местные жители испытывали чувство панического ужаса. Новых подтверждений наличия в этих местах загадочного существа мы не нашли. И всё же я не склонен считать нашу экспедицию совсем неудачной. Отрицательный результат тоже значим для науки. Окончательную точку в изучении загадки подобными полукустарными методами поставить нельзя».
http://www.ufolog.ru/publication/4172/ |