Таинственный воин на пути Кормака В прекрасной книге Майка Дэша "Тайны запредельного" значительное внимание уделяется сказочным существам, о встречах с которыми, по его словам, до сих пор поступает удивительно большое число сообщений. Самое же поразительное в рассказах о современных встречах с фольклорными героями, как пишет М. Дэш, заключается в тех подробностях, которые свидетельствуют, что они меняются в ногу со временем.
Если раньше эльфы разъезжали на прекрасных чистокровных скакунах, то теперь у них другие средства передвижения. Группа детей из Ноттингема наблюдала 60 маленьких человечков с длинными белыми бородами и морщинистыми лицами, в шляпах в виде ночных колпаков, разъезжавших в крошечных машинках. Еще один случай, упомянутый М. Дэшем, произошел в 1929 году: двое детей, брат и сестра, видели крошечный самолетик, управляемый маленьким человечком в кожаном летном шлеме.
Не в первый раз наши и зарубежные уфологи проводили многочисленные параллели между явлениями, связанными с НЛО, и предположительными проявлениями потусторонних или даже демонических сил. Жак Валле указывает на повторяющиеся детали в поведении НЛО, похожие на особенности поведения злых духов, гоблинов и прочих персонажей фольклора.
Если эльфы, разгуливавшие раньше пешком или скакавшие на лошадях, могут теперь ездить на машинах и летать на самолетах, справедливо заключает автор, почему бы им не пилотировать и НЛО.
Действительно, этот вывод напрашивается сам собой, особенно если мы повнимательнее отнесемся к некоторым характеристикам волшебных персонажей. Мы, без сомнения, обнаружим поразительное сходство между феноменом НЛО и описаниями потусторонних существ всех стран и народов. И по сей день мы слышим о маленьких зеленых человечках, сегодня мы называем их энлонавтами, но были времена, когда говорить о них было небезопасно. Их называли заискивающе - Добрый народец, Добрые соседи, Чудесная семейка, Господа, Малыши, Серые соседи, Чужаки, Народ Холмов...
Кто такие эльфы? Следует сразу оговориться: что бы мы о них ни думали, в преданиях разных народов они являются сверхъестественными, волшебными существами, не подчиняющимися законам материального мира.
Если верить преданиям, есть много разновидностей эльфов. Большинство из них отличаются небольшим ростом. Если мы сравним их внешность с современными энлонавтами, то найдем много общего у тех и других. Эльфов порой описывали маленькими большеголовыми человечками, носящими зеленые одежды. Те же признаки находим и в рассказах очевидцев НЛО. Например, 1 июля 1965 года близ французского городка Валенсоль приземлился яйцевидный объект, из которого вышли гуманоиды небольшого роста, одетые в зеленые костюмы. У них были непропорционально большие головы и огромные раскосые глаза. Парализовав очевидца, они сели в свой корабль и улетели.
Здесь мы видим полное совпадение облика эльфов и современных энлонавтов, даже описание глаз тех и других совпадает. Именно раскосые глаза часто приписывались эльфам.
С ними и подобными им персонажами связаны предания о Магонии, Волшебной стране, некоем загадочном мире, откуда и приходят к нам все эти существа. В валлийской мифологии их мир назывался Аннон, что можно перевести как "не наш", иной мир. Легенды гласят, что в нем нет смерти и невзгод, а время течет по-другому. Люди, проведшие минуты в Волшебной стране, по возвращении узнавали, что прошли годы и даже века - или наоборот: проведшие там годы с удивлением обнаруживали, что со времени их исчезновения в нашем мире не прошло и пяти минут. Точно такие же "временные аномалии" часто случаются с людьми, попавшими на борт НЛО, но об этом я расскажу позднее.
Самое интересное в этих преданиях - их двойственная природа. В одних легендах речь идет о вполне реальном, хоть и ином мире, в других этот мир ассоциируется с "царством мертвых", то есть уже совершенно мистическим и сказочным. (Тем не менее, известны рассказы людей, которые "на борту НЛО" или на другой планете встречали... умерших родственников или знакомых, - ред.) Что это так, а не иначе, очень хорошо видно на примере саги о "Приключениях Кормака в Обетованной стране". Ее сюжет таков: король Кормак, идя за таинственным воином, пришедшим из Страны Вечной Юности, попадает на туманную равнину, в центре которой стоял замок. Во дворе замка был дом из светлого серебра, наполовину крытый перьями белых птиц. Эльфы верхом на конях подъезжали к дому с охапками перьев, чтобы его покрыть, но порывы ветра все время уносили перья. Внутри этого дома Кормак увидел человека, поддерживающего огонь в очаге, где горел целый дуб. Во дворе другого дома он увидел сверкающий источник, в котором плавало пять лососей. Король вошел в дом и встретил там необычайно прекрасного воина и прелестнейшую девушку со светлыми волосами. Воином был Мананнан, сын Ллера, король Обетованной страны. После дружественных приветствий и совместного пиршества Мананнан признался, что специально заманил Кормака в Обетованную страну для того, чтобы наградить его, - он подарил ему волшебную чашу, различающую ложь от правды, и волшебную серебряную ветвь. Отпуская короля, Мананнан поведал ему символику волшебной страны - всадники, кроющие дом перьями, которых видел Кормак, символически представляли "искусников ирландских", копящих богатства, обращающиеся затем в ничто. Человек, поддерживающий огонь в очаге, символизировал юного князя. Источник с пятью потоками оказался Источником мудрости, потоки же - пятью чувствами, через которые проникает знание.
Таким образом, здесь мы видим типичную символику путешествия в загробный мир. Христианские описания мытарств блаженной Феодоры и рассказы "обмиравших" о том свете в русском фольклоре будут мало чем отличаться от повествования древнеирландской саги. Тот же символизм, но уже выраженный в языческом оформлении.
В таком случае, о чем же идет речь в сказаниях - о реальном, если можно так выразиться, "параллельном мире" или все-таки о некоем загробном царстве?
Вопрос этот сложнее, нежели может показаться на первый взгляд. Действительно, сага содержит в себе все элементы "путешествия в загробный мир", но в то же время есть одна небольшая деталь, которая заставит нас по-другому взглянуть на реальность этого путешествия.
Повествование заканчивается тем, что Кормак "пробуждается" и видит себя на лужайке вместе с ветвью и чашей, которые дал ему король потустороннего мира. Отсюда неясно, то ли Кормак спал все это время и ему "пригрезилось", но тогда откуда у него взялись ветвь и чаша? И потом, первый раз Кормак встречает таинственного воина вроде бы в бодрствующем состоянии.
Вот это "вроде бы", возможно, и будет ответом на вопрос. Вроде в бодрствующем или как бы в бодрствующем, или, как сейчас принято говорить, в ином состоянии сознания. В некоторых историях о похищениях людей эльфами есть элемент "волшебного сна". В одном из таких преданий рассказывается о похищении прекрасной Этны, которая должна была стать женой правителя Коннахта. Танцуя на дворцовом балу, она вдруг внезапно выскользнула из рук своего партнера и упала на каменные плиты зала. Муж звал ее по имени, но ни слова не услышал в ответ. Румянец ее исчез, дыхание стало слабым, глаза оставались закрыты. Этну отнесли в спальню и всю ночь не смыкали глаз у ее постели.
С наступлением утра отрешенным, бесцветным голосом рассказала она, что во сне видела дворец могущественного короля. Солнце никогда не заглядывало в его окна, но залы его сияли каким-то внутренним светом, а звучащая в нем музыка подавляла все желания смертных. Все, чего ей теперь хотелось, это уснуть и вновь увидеть этот мир. И она погрузилась в сон. Никто не мог разбудить ее. На следующую ночь Этна исчезла из своей постели. Она была похищена королем эльфов.
Аномалия No 21(176), 5 ноября 1998 |