Одним из довольно нехарактерных, но все же встречающихся в Беларуси сюжетов, является встреча с неким таинственным спускающимся с неба или летящим по воздуху антропоморфным незнакомцем. Если исследователи белорусского фольклора немного неохотно включили такие единичные записи в свои статьи, то аномальщики сделали это уверенно и довольно давно.
Между тем, рано или поздно обратить чуть больше внимание на такие случаи придется всем: ведь они имеются не только в современных записях, но встречаются и в архивах. На сегодняшний день в «Уфокоме» скопилось несколько таких наблюдений. Произошла эта история в Столинском районе, в приходе Мерлинские хутора. Нам удалось разыскать в Зональном государственном архиве г. Пинска (ЗГАП) архивные документы, касающиеся расследования этого дела со стороны властей [5]. Во второй половине мая 1949 года жительница города Лучицк (Лучица?) Анастасия Масюкович и ее девятилетний сын-пастух стали рассказывать о якобы имевшей место встрече с таинственным «пришельцем». Уполномоченный Совета по делам РПЦ при СМ СССР по Пинской обл. Ильюк докладывал о расследовании им этого случая. Проверкой было установлено:
Комиссией выехавшей по распоряжению архиерея «Даниила» Пинского и Полесского двум протоиереям: Былинский Леонид из Давыд-Городка и Задерковский Семен из дер. Решель Д-Городокского района, [было выяснено] что этот пастушок заметил в воздухе, что-то белое в виде столба опускавшегося на землю, а когда он подошел к приземлившемуся то увидел человека с сумкой за плечами.
Он спросил незнакомца кто Вы и откуда? То этот человек сказал, что я бог-христос и прилетел с неба на землю, скажи мальчик есть ли у тебя отец и мать. Пастушек ответил ему, что отец умер, есть у меня мать и дедушка, в дальнейших разговорах он рассказывает, что тот человек называл себя христом сказал «скажи своей матери и дедушке, чтобы на этом месте был поставлен крест и пусть священник его поставит, а потом объявите людям пусть идут на это место молиться и приносят жертву. Жертву собирайте Вы и берите себе. Этот человек из его слов был в военной одежде с медалями и в сапогах [5].
Мальчик рассказал о своей встрече родственникам, и вскоре весть разлетелась по всей округе. Мать и дедушка мальчика поставили на том месте крест. Вскоре игумен Неофит (Грищук) освятил его в присутствии верующих. К месту стали приходить паломники, понесли деньги и холст, а «мать пастушка все забирала себе». Появилось предположение, что вся история была выдумана с целью обогащения либо «что там приземлился парашютист диверсант или личность имевшая связь с бандитами». Сам же тов. Ильюк от себя добавил: «что касается моего мнения и заключения, то я считаю, что на Мерлинских хуторах, расположенных в глуши, 45 километров от райцентра Д-Городка, расположенной на отрубах в радиусе 35 км политмассовая работа проводится редко, несмотря на то, что раньше всего узнали [об этом случае – пометка сделана вручную] в г. Пинске через канцелярию архиепископа, а гражданские власти узнали позже и не проводили соотвествующей политмассовой работы с населением на этих хуторах [5].
Расследовав обстоятельства происшедшего, комиссия уличила Масюкович в обмане. Пинский архипастырь распорядился перевести игумена Неофита (Грищука) на приход в Ганцевичском районе. В том же году он был снят с регистрации уполномоченным за обнаруженные в его личном деле компрометирующие материалы [7]. Стоит подчеркнуть, что как раз в мае 1949 года в Пинской области массово распространились чудеса, связанные с обновлением икон и крестов [6].
О чем-то подобном сообщалось еще в начале 1930-х годов. В местечке Холмичи б. Бобруйского округа Белоруссии появился «член небесной канцелярии». На нем было навешано много крестов, медалей, и даже, как он говорил, было у него и «небесное радио». «Этот проходимец, обманывая верующих, старался убедить бедняцко-середняцие массы не идти в колхоз. На небе, говорил он, будут свои колхозы. А земные колхозы мешают созданию небесных колхозов» [10]. К сожалению, очень сложно сказать, что именно имелось в виду в этом фельетоне, возможно речь идет о неком доморощенном пророке, которые могли появляться в то время в разных частях страны. Но уж слишком похож этот пророк на приземлившегося в 1949 году «ветерана войны».
Еще одна нашумевшая в свое время история произошла в июне 1937 года с Людмилой Федосовной Чепик (1930 г.р.). На этот раз летающий человек также имел атрибут воина: шлем-шишак. А произошло все в г. Чашники, вблизи железнодорожной ветки, рядом с рекой Узла.
Я пасла корову на лугу и собирала цветы. Вдруг я увидела, что сверху бесшумно без парашюта спускается «человек». Он опустился в 1,5–2-х метрах от меня. Рост его был меньше, чем рост низкого или не очень высокого человека. Он был приблизительно на 1–2 головы выше меня.
Рост его был приблизительно 110–130 см. Он был атлетического сложения, с резко расширяющимися вверх плечами, с непропорционально большой головой. У него была узкая талия. На ногах было нечто наподобие сапог темного цвета, которые расширялись наподобие шаровар, начиная с колен.
Лицо у него было красноватого цвета. Он был одет в плотно облегающую одежду темного цвета. На голове у него был шлем, напоминающий шлем русского воина – шишак вытянутой конусообразной формы. Лицо у него было открыто, а на глазах было нечто наподобие очков или прозрачного забрала. Он пробыл рядом со мной приблизительно 1 минуту. Опустившись, он открыл прозрачное забрало, улыбнулся растянутой улыбкой, оглянулся по сторонам, погладил траву, затем опять некоторое время посмотрел на меня. В руках у него был какой-то овальный предмет. Затем он помахал мне обеими руками, не выпуская предмет из рук. Когда он опустился, я перекрестилась. После того, кок он помахал мне, он взмыл в небо с огромной скоростью совершенно бесшумно. Поднявшись на высоту около 50–100 м, он как бы свернулся в клубок и как бы растворился в воздухе.
В тот же день я рассказала об этом своей маме. В ответ на что она мне сказала, что ты счастливая, так как видела боженьку. До настоящего времени я никогда об этом никому не рассказывала [8].
В ходе опроса населения белорусско-литовского пограничья недавно интересную запись сделал Ю. И. Внукович, канд. ист. наук, сотрудник отдела фольклористики и культуры славянских народов Центра исследования белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси. Она была опубликована в ежегоднике «Беларускi фальклор» за 2016 год. В д. Барванишки Виленского р-на (территория Литвы) местная жительница Леонида Удырыш рассказала ему о том, что люди часто наблюдают, как по воздуху перемещается человек, которого называют «лапыр, лапыр». Даже кони хрипели при его появлении:
Нешта нейкае ест. Нешто. Як коні пасьціла. Тут сенажаць бальшая. І ў начную пасьціла. Ну так гэты во... Кажа нехта: такі лапыр, лапыр! Як у поветшы ляціць, казалі. Чалавек! А так страшна, аж коні захрапуць! Аж коні, ка’, захрапуць. Страшна так. А хто там ляціць? Во такі во. І адзеня гэта длуга, Бог знае якое і што... Страх бярэ, маму: «Хадзі ты палядзі! Чы мне ўжо здаецца?» Мама кажа: «Гэта што па месяцы ходзя, мусі!»
– А хто?
– Во як во, із хаты выдзе. Як новы месяц пасьвеця на чалавека поўны і надто шкодзонцы. Можаш па месяцы лётаць. По поветшы, казалі, ляціць. Ну і да зямлі, казалі, ні туляцца. Тады ўжо тата ні баяўся. Ну і гэты. Прышоўшы расказуе, але кажа, во што робіцца. У нашай вёсцэ нехта па месяцы... у паўвёскі выляцеў ён. Ну і што? Але не правяралі, але відзелі як ляцеў чалавек [УЛФ].
Интересно, что выражение «лапыр, лапыр», у жителей Удмуртии «выражает звуковой (с зрительным оттенком) образ полета с шумом (птиц) или зрительный образ множества плоских предметов (листьев и т. д.); лапыр карыны «шумно хлопать крыльями»: лапыртыны «шуметь крыльями» [3].
В «Уфоком» также несколько раз обращались очевидцы, рассказывающие о подобном. 28 июля 2011 года на рассвете два стрелка ВОХР наблюдали в Витебской области возле в/ч Боровка (Лепельский р-н, д. Боровка) летящее над кромкой леса существо похожее на человека с укороченными конечностями в розовом комбинезоне, ростом около двух метров. Летел он медленно над лесом по линии вырубленной запретной полосы на подступах к посту, и затем совершил резкий поворот с нарастанием скорости при приближении примерно на 70 метров [1].
Но, пожалуй, наиболее полную проверку с нашей стороны прошла другая история, произошедшая 27 октября 2011 года в окрестностях д. Овсяники Вилейского р-на Минской обл. Уже вечерело, когда Верина Людмила Трифонова, ее дочь Анжела, а также Наталья Авдеева с мужем заметили, что в отдалении с неба спускается какое-то существо. Было решено, что это может быть «ангел какой-нибудь или черт», поэтому поначалу наблюдали издалека, а после укрылись в доме. Наутро никаких следов зависшего чуда уже не было. Позже нам удалось хоть и примерно, но все же реконструировать его облик: опять можно было говорить о неком шлеме или же почти квадратной голове, а само создание больше всего напоминало некого «робота» причем со светящейся «фарой» в центре. Интересно, что, по словам информантов, за 4–5 лет до этого в окрестностях деревни уже проскакивали подобные слухи.
Конечно, при желании всем этим сообщениям можно найти и рациональные объяснения. Например, в советское время были нередки заброски шпионов на территорию БССР с самолетов [9]. Если снабдить такого лазутчика медалями и умело сыграть на религиозных чувствах населения, то приземление можно замаскировать под сошествие некого святого. Также очевидцы могли в сумерках увидеть пролет крупной птицы, метеорологического зонда или наполненного гелием шара. И все же не все детали таких приземлений вписываются в эти версии. Внимание на себя обращает и профессия большинства очевидцев – пастух, который в белорусском фольклоре считается мифологизированной личностью. Чаще всего именно такие люди первыми встречаются с Божьей Матерью или Иисусом Христом [4].
В любом случае, даже если эти истории и не загадочны по своей природе, некоторые из них уже стали частью местных легенд, а, как минимум, одно было отмечено постановкой креста и какое-то время собирало возле себя паломников. Может не так и важна их природа, ведь они уже в любом случае стали частью нашего легендарного наследия…
Литература
1. Бутов И. Летающие люди со светящихся шаров // АГ «Секретные исследования». – 2012. – №22 (255). – С. 4.
2. Внуковiч, Ю. Народная культура Віленшчыны ў палявых запісах пачатку XXI стагоддзя / Ю. Внуковiч // Беларускi фальклор. Матэрыялы i даследваннi. – Вып. 3. – Мiнск: Беларуская навука, 2016. – С. 442.
3. Вопросы удмуртского языкознания. Удмуртский научно-исследорательский институт истории, экономики, литературы языка при Совете Министров Удмуртской АССР, 1976. – Т. 4. – С. 104.
4. Дучыц, Л. В. Места явления Богоматери (Иисуса Христа, святых) и чудодейственных икон на территории Беларуси // Таинственная Беларусь: материалы конференции (г. Минск, 25 янв. 2015 г. – Минск: Регистр, 2015. – С. 29–50.
5. ЗГАП. Ф. 679. Оп. 2. Ф. 4. Л. 33–35. Докладная записка уполномоченного Совета по делам РПЦ при СМ СССР по Пинской обл. Ильюка уполномоченному Совета по делам РПЦ при СМ СССР Г. Г. Карпову от 3 августа 1949 г.
6. ЗГАП. Ф. 679. Оп. 3. Д. 12. Л. 21. Рапорт в Пинское епархиальное управление протоиерея И. Бирюли от 7 июня 1950 г.
7. Касьцюк, В. Православная Церковь на Брестчине в эпоху Сталина и Хрущева / В. Касьцюк // Запiскi. – Вып. 3. – Брэст: ААТ «Брэсцкая друкарня», 2003. – С. 41.
8. Кузовкин, А. С. Избранные сообщения о наблюдениях НЛО в СССР. – Вып. 9. – М., 1982. – С. 1–3.
9. Удилов, В. Н. Записки контрразведчика: взгляд изнутри / В.Н. Удилов. – М.: Ягуар, 1994. – С. 68.
10. Шишаков, В. Религия и колхозное строительство / В. Шишаков. – М.: ОГИЗ «Московский рабочий», 1931. – С. 44.
Информанты
Удырыш (Беляк) Леонида Феликсовна [УЛФ], 1930 г. р., д. Барванишки (Виленский р-н, Литва), католичка. Опросил Ю. Внукович.
Орфография источников сохранена.
Автор выражает благодарность Михаилу Герштейну (г. Санкт-Петербург), Дмитрию Пасовцу (г. Пинск), Людмиле Дучиц (г. Минск) и Юрию Внуковичу (г. Минск) за помощь в работе над этим материалом.
http://www.ufo-com.net/publications/art-9396-materialy-o-vstrechah-s-letausimi-ludmi.html |