В июне месяце, когда в Южном полушарии наступает зима и море вокруг Антарктиды замерзает, киты уплывают на север. Многие из них собираются в бухте недалеко от города Херманус в Южной Африке. Здесь более теплая южноафриканская вода идеально подходит для спаривания или выращивания новорожденных телят.
Однако корма для китов нет, и всю зиму гладкие китообразные матери расходуют свои жировые запасы на производство молока для своих детенышей. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы киты много ели и набирали вес в холодных водах вокруг Антарктики в течение всего лета. Но кажется, еды не хватает. Киты, прибывающие к берегам Южной Африки, стали тоньше, чем раньше.
Это результат нового исследования Орхусского университета, опубликованного в журнале Scientific Reports. С тех пор, как исследователи начали измерять китов в 1980-х годах, киты становились все тоньше. Это объясняет Фредрик Кристиансен, старший научный сотрудник отдела эконаук Орхусского университета, который стоит за новыми результатами.
«Южные киты на 25 процентов тоньше, чем они были в 1980-х годах. Это плохо для популяции китов, потому что это означает, что новорожденные детеныши китов имеют более высокий риск смерти. К счастью, киты в Южном океане не находятся под угрозой исчезновения, но если так будет продолжаться, они могут стать таковыми», — говорит он.
Когда наступает зима, и коровы покидают Антарктиду и уплывают на север, им приходится несколько месяцев обходиться без еды. Несколько месяцев, в течение которых они съедают запасы жира, накопленные за теплый и светлый летний сезон.
В течение всего лета гладкие киты плавают подо льдом, открывают пасть, чтобы набрать морской воды, криля и дафний. Китовый ус внутри их рта является чем-то вроде гигантского фильтра, и он отфильтровывает мелких животных от соленой воды. Это позволяет китам есть огромное количество пищи, не затрачивая много энергии.
«Но большие косяки криля сокращаются, а это значит, что киты не могут откармливаться перед зимой, как раньше», — объясняет Фредрик Кристиансен. «Косяки криля питаются фитопланктоном, который лучше всего процветает в холодных водах вокруг Антарктики. Здесь, подобно растениям на суше, они преобразуют солнечный свет в энергию. киты. «Вместо этого киты добывают пищу дальше на север, где есть другая и менее богатая энергией форма криля. «К северу для этих маленьких ракообразных меньше еды. Поэтому они не такие большие и толстые, как животные, живущие под антарктическим морским льдом», — говорит он.
Откуда точно ученые знают, что киты стали тоньше? Поднимают ли Фредрик Кристиансен и его коллеги огромных животных из воды с помощью огромных весов? Нет, объясняет он. Вместо этого исследователи изобрели метод определения веса китов на основе фотографий, сделанных дронами. «Гуглые киты любят лежать плоско на поверхности моря. Это позволяет легко фотографировать их сверху. Когда дрон сделал несколько снимков — и мы знаем высоту дрона — мы можем рассчитать размер животного», — объясняет он. .
Однако, чтобы узнать вес кита, необходимо знать его объем, а не только длину и ширину. Но поскольку такие ученые, как Фредрик Кристиансен, в течение многих лет наблюдали, как многие киты катаются по поверхности моря, и, таким образом, смогли измерить их размер, ученые теперь знают взаимосвязь между длиной, шириной и объемом китов.
«Мы рассчитываем объем, используя фотографии с беспилотника, а когда мы знаем объем, мы более или менее знаем вес. Таким образом, мы можем видеть, что киты стали тоньше за последние 30 лет — и это серьезно. Вес матерей оказывает огромное влияние на их телят», — говорит он.
Тридцать-сорок лет назад у южного кита рождались детеныши в среднем каждые три года. Но это уже не так, объясняет Фредрик Оскар Кристиансен. «В 1980-х годах исследователи заметили, что киты у берегов Южной Африки рожают нового детеныша каждые три года. Но поскольку сейчас им трудно откармливаться летом, этот показатель снизился до одного раза в пять лет. что население растет значительно медленнее.
«И мало того, что детеныши китов приходят реже. Телята, родившиеся сегодня, мельче и растут медленнее. «Количество жира у китовой матери напрямую связано с тем, сколько энергии она может дать своему детенышу через свое молоко. Когда мать худая, детеныш получает меньше энергии и растет медленнее», — говорит он.
Исследователи обнаружили, что северные киты в водах Канады и северных штатов США не растут такими большими, как раньше. Возможно, это связано с тем, что телята рождаются меньшего размера. По подсчетам исследователей, кит, родившийся в 2019 году, когда вырастет, будет в среднем на один метр короче, чем кит, родившийся в 1981 году.
«Маленькие телята имеют более высокий риск смерти. Они более уязвимы в случае нападения косатки», — объясняет Фредрик Кристиансен. Киты получили свое название, потому что их считали «правильными» китами для ловли. Люди начали охотиться на крупных китов еще в 14 веке, и на протяжении сотен лет на них жестоко охотились как в северной, так и в южной частях Атлантики.
Масло из китового жира было одним из важнейших источников энергии. Железнодорожное масло, которым раньше называли масло, стало топливом для ламп — как внутренних, так и уличных. Спрос на железнодорожное масло также был одной из важнейших причин, по которой Дания колонизировала Гренландию в 18 веке. Примерно в 1900 году железнодорожное масло было заменено другим более эффективным источником энергии: сырой нефтью. Черное золото, добытое из-под земли, означало, что охота на китов перестала быть прибыльной.
Южный кит — один из видов, выигравших от прекращения китобойного промысла. На протяжении более 100 лет популяция снова становилась большой и здоровой. И это хорошо не только для китов, но и для всей экосистемы Южного океана. Потому что киты приносят пищу в районы моря с небольшим количеством пищи.
В море вокруг Антарктики, куда приходят поесть правильные киты, больше жизни, чем в любом другом море на планете. Несмотря на то, что в этом районе содержится только пять процентов морской воды Земли, в этом районе обитает 20 процентов всех морских обитателей. Многочасовое солнечное сияние летом, бурные морские течения и низкие температуры идеально подходят для бурной жизни.
Свет заставляет морские водоросли стремительно расти. Морские течения закручивают водоросли и пищу, чтобы криль и планктон могли насытиться. Насытившись, маленькие ракообразные размножаются и образуют гигантские стаи. В некоторых местах в одном кубическом метре воды может быть до 35 000 криля. Настоящие киты — и многие другие животные — наедаются в изобилии крилем, но, в отличие от многих других видов, киты мигрируют на зимовку за тысячи километров на север.
«Киты чрезвычайно важны для тех частей моря, где не так много пищи. Когда киты умирают, их огромные тела опускаются на дно. В глубине они становятся пищей для целой экосистемы угрей, акул, крабов, лобстеры, черви и микроорганизмы», — говорит Фредрик Кристиансен. Так что, если киты исчезнут, это будет иметь серьезные последствия для многих других животных. «Киты — высшие хищники. Когда исчезает животное на вершине пищевой цепи, возникает каскадный эффект. Если китов больше нет, пострадают животные по всей пищевой цепочке. От акул до бактерий», — заключает он.
https://phys.org/news/2023-05-whales-southern-ocean-thinner-due.html |