Человек не может менять поле зрения. Как бы мы ни вертели головой и ни вращали глазами, всё равно смотреть будем строго перед собой, а то, что находится на периферии, будет от нас ускользать. Собственно говоря, это судьба большинства обладателей глаз — иметь дело с фиксированным полем зрения.
В случае летучих мышей мы тоже можем говорить о поле зрения — правда, не только в визуальном смысле, но и в акустическом — ведь эти животные ориентируются с помощью эхолокации, посылая звуковые импульсы в пространство и прислушиваясь к отражённому эху. Как и с глазами, тут тоже можно говорить о «поле зрения» — области, покрываемой звуковым сигналом. В отличие, однако, от зрительного поля, слуховое летучие мыши могут менять, сужая или расширяя по желанию.
Известно, что они используют разные частоты для эхолокации. Небольшие мыши склонны к более высоким частотам; долгое время считалось, что это помогает им находить мелких насекомых: такие объекты плохо определяются с помощью низкочастотного звука, а крупная добыча небольшим рукокрылым не нужна. Зоологи из Университета Южной Дании выяснили, что вариации частот зависят не столько от размера животных, сколько от необходимости расширить или сузить «поле обзора». Исследователи экспериментировали с шестью видами летучих мышей, разных по размеру. Животных выпускали на волю в абсолютно тёмной комнате-коридоре, с протянутыми между стен верёвками и усыпанной микрофонами и инфракрасными камерами. Учёные сопоставляли частоту сигнала, издаваемого летучей мышью в конкретной точке, и сравнивали её с размером рта животного.
Оказалось, что летучие мыши меняют частоту сигнала и ширину открытой пасти, чтобы фокусировать звуковой поток. Более высокие частоты соответствовали более узкому звуковому «лучу», низкие — широкому. На низких частотах животные сканировали пейзаж перед собой, но на них нельзя было сфокусироваться на добыче: слишком много помех сопровождало низкочастотные сигналы. Если же хищник готовился к финальному броску за добычей, частота сигнала резко повышалась. При этом, как замечают исследователи в журнале Nature, никакой зависимости между частотой сигнала и размером добычи обнаружить не удалось. А высокие частоты небольших летучих мышей, очевидно, в первую очередь связаны с тем, что у них просто маленький рот.
Однако не все мыши испускают эхолокационные сигналы ртом: есть такие, которые используют для этого нос. Как обстоят дела с фокусированием сигнала у этой группы, зоологам предстоит выяснить, а также подтвердить полученные результаты наблюдениями за животными в их естественных, а не экспериментальных условиях.
http://science.compulenta.ru/722609/ |