Снежный человек или, как его еще называют, йети - один из самых живучих персонажей народных историй. Живучих, даже несмотря на вековые отсутствия научных подтверждений этого явления.
Телепередачи о загадочном существе в последнее время все чаще мелькают на голубых экранах. С одной стороны, это, безусловно, погоня за сенсацией, но, с другой...
Еще в 60-70-е годы XX в. случилось как-то натолкнуться на интереснейшую статью в журнале "Наука и жизнь". Один из ученых попытался в ней свести и йети, и НЛО в одно общее явление - пришельцы из иных пространственно-временных измерений. Или, как еще сейчас модно говорить, из параллельных миров. Кстати, очень метко сформулированное определение, дающее ответ на вопрос, почему до сих пор нет каких-либо серьезных научных подтверждений всему этому. В нашей "железобетонной", логически выстроенной геометрии и ее пространственной части, стереометрии, параллельное - это то, что не пересекается никогда.
Однако в последнее время в наш лексикон прочно вошли и такие понятия, как кривизна пространства, спираль времени, что дает право предположить если не прямое пересечение этих параллельных миров, то определенное их соприкосновение, при котором могут возникать так называемые пространственно-временные дыры. Или окна, двери - как угодно.
Именно о таком незначительном "соприкосновении", помню, как-то рассказывал отец.
Сороковые. Война. Бои на Кавказе. Ночь. Крестовый перевал. В свете фар автомобиля - только небольшой участок вьющегося впереди серпантина, и кромешная тьма вокруг. В машине двое: отец, старший лейтенант, командовавший тогда ротой, и водитель, рядовой. Оно и без того жутко - ехать в такое время суток по столь опасной дороге, а тут еще за очередным поворотом свет фар вдруг выхватил из темноты какого-то "джигита" в лохмотьях, стоящего посреди дороги. Притормозили, не доезжая до него метров двадцать. Пригляделись. А красавец-то не в лохмотьях, а в шерсти. Причем в своей. Здоровенный такой, метра под два ростом. Стойка явно человеческая - на двух ногах. Яркий свет, судя по всему, ослепил его, и он замер.
- Товарищ старший лейтенант, - вполголоса спросил водитель. - Вы его тоже видите?
- Да вот же он! - отозвался отец и попытался пошутить. - Только в голову не возьму: то ли немец одичавший, то ли француз еще с прошлой Отечественной заплутал.
Шутки не получилось. Водитель как завороженный всматривался через лобовое стекло в незнакомца:
- Что делать-то будем, товарищ старший лейтенант?..
- Так, берем оружие и потихоньку выходим из машины, - говорит, доставая пистолет, отец.
Водитель тут же взял автомат, прихватив зачем-то еще и монтировку. Оба вышли и... недоуменно переглянулись - на дороге никого не было. Словно его видели только под определенным углом зрения. Только что был, а стоило им изменить свое местоположение, и он вмиг исчез...
Приходилось слышать и другую историю, когда следы пришествия Алмасты остались в нашем мире. И довольно серьезные. Рассказывал ее один из научных сотрудников Академии" наук Азербайджанской ССР Тимур Тхостов еще в начале 80-х. Был он как-то в командировке на Северном Кавказе и общался с кем-то из местных светил геологии. И вот что услышал. Довелось этому маститому геологу еще в пору своей молодости листать подшивку газет первых лет советской власти. И вдруг натыкается на весьма любопытную заметку примерно такого содержания. Где-то в горах Северного Кавказа отряд красноармейцев принял бой с группой белогвардейцев, которые порядком насолили и советам, и простому люду этих мест. Естественно, стояла задача полностью уничтожить банду.
Увидев заметное численное превосходство красных, белые дали деру. Красные - за ними. Преследовали долго, пока ни загнали в тупик. В горах такое бывает. А в тупике - пещера. У белых два выхода: либо назад под пули, либо - в пещеру. Вполне понятно, выбрали второе.
Подоспевшие красные в пещеру сунуться побоялись: белым изнутри достаточно поставить одну пулеметную точку, и через ограниченное пространство пещерного входа не пройдет хоть взвод, хоть рота, хоть целая армия. Хватило бы только патронов! Вот и решили не рисковать, а занять огневые позиции полукругом около входа в пещеру и ждать. Ожидание, однако, не затянулось. Потому что уже через минуту белые с дикими воплями стали выскакивать из пещеры. Ну а красные - только подавай пулеметные ленты. Однако на фоне этой безжалостной "косьбы" кое-кто все-таки заметил, что наряду с цивильно одетыми белогвардейцами из пещеры выскакивали и непонятные мохнатые люди-великаны.
Задача стояла конкретная, и пуля-дура не выбирала, кто чужой, а кто так, "погулять вышел". Тогда разбираться не стали, не до этого было. Во-первых, законы гражданской войны суровы. Во-вторых, дикие края, дикий народец попался. Ну что тут делать? Всех в одну могилу и сгребли...
Заинтересовался заметкой ученый, организовал экспедицию, провел раскопки у той самой пещеры, где в братской могиле вместе были захоронены белогвардейцы с нестрижеными великанами. Специалисты сразу же на месте определили, что косточки-то откопанные на самом деле не все одинаковые. А некоторые даже и не совсем человеческие.
Но... приехали какие-то люди с бумагой, запрещающей вести раскопки. Нестандартные косточки изъяли, группу ученых пожурили, попугали, да и отпустили восвояси. И опять ничего не осталось. Как всегда.
Кстати, несмотря на то, что нам в основном "крутят" зарубежные ролики о снежном человеке, Кавказ - одно из наиболее любимых мест этого неизвестного науке существа. Не случайно и название тут свое есть - Алмасты. Поспрашивайте у стариков. И вам наверняка расскажут о случае на Ставрополье, где посреди пшеничного поля колхозник обнаружил новорожденное дитя (между прочим, голенькое и розовенькое - видать, обрастают они уже потом). Правда, подойти ближе не успел. Увидев, как из кустов ломится что-то огромное и мохнатое, подумал, что это медведь, и невольно подался в сторону. Каковы же были его удивление и испуг после того, как у него на глазах из высокой пшеницы появилась крупногабаритная мохнатая "леди" и, нежно взяв своего ребенка, постаралась побыстрее удалиться. А в том, что это именно ее дитя, сомнений не было. Вокруг, насколько хватало глаз, ни души, да и жалоб о пропаже детей не поступало ни до, ни после.
Вот и выходит, что при всем нашем стремлении к контактам со снежным человеком он взаимностью отвечать явно не спешит. Не нападает, не причиняет никакого вреда при встрече, но и якшаться не торопится. Брезгует? Или не уважает? А может, лучше нас понимает, что все эти контакты до добра не доведут?
"Военный вестник Юга России", 22.09.2003, Ростов-на-Дону, n39, стр.16
Автор: В. Разин
|