Экологи выяснили, как хищники могут влиять на процессы разложения в почве мёртвой органики. Стресс, который испытывает их жертва, сказывается на химическом составе её тела, что, в свою очередь, влияет на работу почвенной микрофлоры.
В экосистеме всё взаимосвязано. Почвенные бактерии и грибы перерабатывают мёртвую органику в соединения, пригодные для поглощения растениями, и растения с помощью бактерий отправляют по пищевой цепочке очередную порцию «живой» энергии. Могут ли хищники, находящиеся на вершине пищевой пирамиды, влиять на жизнедеятельность почвенных бактерий и растений? Могут, поедая растительноядную добычу; таким образом, состав мёртвой органики, возвращающейся в почву, будет меняться, и бактериям придётся к этому приспосабливаться.
Но это прямая взаимосвязь, её легко увидеть. Экологи из Йельского университета (США) задались более странным и сложным вопросом: а есть ли непрямые взаимодействия между верхними и нижними этажами пищевой пирамиды? Могут ли хищники, не поедая добычи, влиять на самочувствие почвенных бактерий? Добыча, зная, что на неё охотятся, испытывает стресс; может ли этот стресс сам по себе влиять на состояние экосистемы?
Эксперимент, поставленный учёными, выглядел весьма небанально (и несколько негуманно): в клетку с кузнечиками подсаживали пауков, у которых заклеивали ротовой аппарат. Кузнечики оставались целы и невредимы, но постоянное созерцание хищников спокойствия им не прибавляло. Кузнечики в итоге умирали своей смертью, и их измельчённые останки попадали в почву с листовым опадом. Целью этой необычной процедуры было узнать, будет ли напуганный кузнечик после смерти влиять на разложение листьев почвенными микроорганизмами.
Через три месяца выяснилось, что листовой опад разрушался бактериями на 200% слабее, если в земле присутствовали останки стрессированных кузнечиков!
Результат настолько необычен, что, несмотря на искусственность ситуации (ну где в природе можно встретить паука с заклеенным ртом?), соответствующая статья удостоилась публикации в журнале Science. Пугая жертву, пауки оказались способны замедлить разложение растительных органических остатков. Раньше считалось, что это исключительно внутренне дело растений и почвенной микрофлоры — теперь же, как видно, придётся учитывать ещё и влияние хищников на биогеохимию почвы.
Но нет никакой нужды видеть в этом необъяснимую мистику. Ранее та же группа экологов выяснила, что стресс заставляет животных переходить на пищу, особенно богатую углеводами, — чтобы быстрее заполнить энергетические потери. Смена рациона приводит к соответствующим изменениям в химическом составе организма. Но что именно влияет на работу почвенных бактерий — просто общий химический состав напуганных мёртвых кузнечиков или какие-то особые стрессовые вещества, появившиеся в их теле, — учёным ещё предстоит выяснить.
http://science.compulenta.ru/686832/ |