О международной конференции, посвященной 30-й годовщине фильма Р. Паттерсона Это произошло 30 лет назад - 20 октября 1967 г., Северная Калифорния, район Блаф Крик. По горной тропе двигались на лошадях два молодых человека - Роджер Паттерсон и Боб Гимлин. Неожиданно лошади дико заржали и, сбросив всадников, кинулись прочь с тропы.
Упав на каменистый грунт, путешественники увидели причину паники своих животных - стоящую чуть поодаль высокую фигуру бурого цвета с явными признаками женского пола. То была самка бигфута. Молодые люди были опытными наездниками, готовыми к таким неожиданностям, особенно Паттерсон - руководитель этой маленькой экспедиции. Прежде он работал ковбоем, побеждал на многих родео, а когда его уволили по сокращению штатов (что бывает не только в Росии, но и в Штатах), занялся поисками снежного человека.
Паттерсон не выпустил из рук кинокамеру, Гимлин - винчестер, при этом и то и другое были заряжены. Включив камеру, Роджер смело бросился вперед, Боб - следом за ним, держа взведенную винтовку. Погоня длилась несколько минут, пока дикая женщина, оглянувшись на прощание, не исчезла навсегда на непроходимых склонах гор. Так был снят единственный в своем роде документальный фильм.
Потратив все силы и средства на экспертизы фильма, Паттерсон вскоре умер от непонятной болезни. Но работа с фильмом продолжалась. И вот, 30 лет спустя, ведущие специалисты мира собрались в Москве, в Дарвиновском музее, в его новом, недавно построенном здании, чтобы подвести итоги многолетним исследованиям. В собрании приняли участие: видный американский антрополог Гровер Кранц, канадский журналист и исследователь Джон Грин, ведущий биомеханик России профессор Д. Д. Донской, исследователи фильма и проблемы снежного человека в целом москвичи И. Д. Бурцев и Д. Ю. Баянов и еще около 50 человек.
Разговор начали с констатации того факта, что фильм Паттерсона достоин быть включенным в Книгу рекордов Гиннесса как самый необычный и самый изученный фильм в истории человечества. Подробнейшим образом изучен не только каждый кадр, но и каждая крупинка на пленке. Сомнений в подлинности фильма не может быть никаких. Основные доказательства распадаются на две группы. Первая - доказательства биохимические, основанные на изучении характера движения существа. Эти работы начал эксперт Голливуда Дейл Шитс, а до логического конца довел профессор московского института физической культуры Д. Д. Донской. В своем докладе на конференции он продемонстрировал прекрасное владение материалом и трезвый ум, несмотря на свои 87 лет. Вторая группа доказательств - морфо-физиологические. Эти работы также были начаты в США, а завершены под руководством автора данного сообщения на базе Государственного Оптического института в Ленинграде-Петербурге. Компьютерная обработка изображения по программам, составленным в последнее время, позволила восстановить рельеф существа, распределение на теле мышц и жира, сопоставить с таковым у людей и обезьян.
Безусловно, фильм соответствует самым высоким требованиям к уровню достоверности научного материала. Безусловно также и то, что подавляющее большинство научных данных, представляемых современными учеными в своих докладах и публикациях, с таким уровнем требований можно отвергнуть. Любое изображение можно сфальсифицировать, факты - придумать, цифры - взять с потолка. И только исследователи снежного человека не могут себе такого позволить, потому что к их данным будут предъявлены совершенно особые требования.
Еще раз повторю, фильм безусловно подлинный. Реальные возможности подобной подделки появились лишь несколько лет назад при внедрении в кино компьютерной графики (вспомним "Парк Юрского периода"). Тридцать лет назад ничем подобным кинематограф не располагал.
Однако успех, достигнутый скромным американским исследователем 30 лет назад, оказался невоспроизводим. Несколько кинолент и сотни фотографий последующих лет были крайне низкого качества.
Не буду пересказывать все сообщения о встречах и о следах, представленных на конференции. Для читателей "Аномалии" они ничего или почти ничего нового не содержат. Иначе говоря, в науке о снежном человеке наметился определенный кризис, при котором идет лишь количественное добавление фактов, не содержащих в себе ничего принципиально нового. Путей выхода из кризиса участникам собрания виделось два. Первый - перенести на качественно более высокий уровень полевые изыскания, снабдить ученых современной аппаратурой дисфакции и отлова существа. Но на это нужны деньги. И пусть они не очень велики по сравнению со многими другими научными программами, но их нет. А поскольку снежный человек не имеет ни политического, ни военного значения, вряд ли средства в ближайшее время появятся.
Второй путь - подъем на качественно более высокий уровень осмысления материала, обработка его с учетом всего арсенала методов современной науки, создание новых научных парадигм. И здесь единственное серьезное слово смог сказать я на основе работ, проводимых в Петербурге, где родилась криптобиология - методика анализа редких биологических явлений и объектов. Приведу лишь один пример. Опираясь на законы генетики, мне удалось вычислить возможные частоты наблюдений у снежного человека аномалий стопы, в первую очередь полидактилии (шесть пальцев) и синдактилии (сращение двух пальцев). Коллекции отпечатков и фотографий следов, представленные на форуме в Дарвиновском музее, подтвердили правильность сделанных расчетов.
Благодаря стараниям петербуржцев снежный человек уже упомянут во многих учебниках, подготовленных для высшей и средней школы, т.е. входит в парадигму современной науки как естественный объект окружающего нас мира.
Собрание, прошедшее в Москве, - новый шаг по пути признания того, что человек разумный - не единственный вид человека, обитающий на Земле.
Аномалия No 22(154), 20 ноября 1997 |