Двухлетние дети и шимпанзе склонны копировать действия, совершаемые большинством их товарищей, и крайне редко следуют за отдельными детьми или обезьянами, отклоняющимися от общего "курса толпы", заявляют европейские антропологи в статье, опубликованной в журнале Current Biology.
Многие ученые считают отличительной способностью высших приматов, людей и некоторых других социальных животных умение передавать и перенимать поведенческие стратегии и знания от поколения к поколению. Одним из простейших проявлений этого феномена является так называемый "инстинкт толпы" - сохранение и распространение лишь тех идей, которые более всего распространены среди членов стаи или общества.
Группа ученых под руководством Дэниеля Хауна (Daniel Haun) из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка в Лейпциге (Германия) обнаружила, что этот инстинкт характерен для детей в возрасте двух лет и старше, взрослых шимпанзе и не проявляется среди орангутангов.
Хаун и его коллеги обнаружили этот феномен в ходе простого эксперимента. Ученые собрали простейший игровой автомат, который состоял из трех разноцветных коробок с лунками и шарика. Дети или обезьяны могли положить шарик в одну из лунок и получить награду в случае, если они угадывали правильный вариант.
Антропологи собрали группу из 16 детей, 15 шимпанзе и 12 орангутангов и научили их играть с устройством. В каждом случае они настраивали игровой автомат так, что выигрышным оказывался определенный цвет лунки - желтый, красный или синий.
Затем они собрали всех обезьян и детей вместе и проверили, как игроки будут вести себя в случае, когда у них будет возможность наблюдать за действиями четырех их "друзей", которые стояли выше в очереди.
Хаун и его коллеги составляли очередь таким образом, что трое их подопечных бросали шарик в лунку одного цвета, а четвертый - опускал по три шарика в отверстие на коробке другого цвета. Первые три игрока получали по одному "призу", а последний - три "награды". Таким образом, ребенок или обезьяна могли присоединиться к большинству и получить меньше призов, или же причислить себя к меньшинству и приобрести больше наград.
Оказалось, что дети и шимпанзе предпочитали действовать так, как поступало большинство их товарищей, несмотря на то, что они получали меньше "призов" по сравнению с меньшинством. С другой стороны, орангутанги не реагировали на действия своих товарищей и бросали шарики в случайные лунки.
"Я думаю, мало кто предполагал, что двухлетние дети уже прислушиваются к мнению большинства. Родители и учители должны понимать влияние этого процесса на общение их детей со сверстниками. Тенденция следовать за действиями большинства считается ключевым фактором в передаче относительно безопасных, надежных и действенных поведенческих стратегий с точки зрения эволюции", - заключает Хаун.
http://www.ria.ru/science/20120412/624618313.html |