Эта история началась летом 1764 г., когда огромный волк, выскочишний на лужайку в горах провинции Лозср, бросился на женщину, смотревшую за стадом. К счастью, она осталась жива, хотя и была сильно поранена, благодаря тому, что ее быки, объединившись перед лицом общей опасности, бросились на волка и заставили зверя убраться. Но хищник, видимо, отведал вкус человеческой крови, и это нападение ознаменовало начало мрачного периода в истории затерянной в горах французской провинции.
Поначалу происшествию не придали особого значения, и через несколько недель оно было почти забыто. Дело приняло более серьезный оборот, когда в июле, вблизи небольшой деревушки Абат погибла пятнадцатилетняя девочка. Частично ее тело было обглодано зверем.
Затем, в сентябре с парализующей неожиданностью последовали еще три нападения и еще три смерти: одной девочки и двух мальчиков. Считали, что убийца - тот же самый зверь, ведь все нападения совершались одинаково: жертва сбивалась с ног стремительным броском; затем раздиралось лицо острыми, как бритва, зубами. Если человек не умирал сразу, шок и потеря крови вскоре делали свое дело. К осени волк усовершенствовал тактику, и добавил к числу жертв взрослую женщину. Он был явно ободрен легкостью, с которой достигал цели.
К началу ноября число погибших достигло десяти. Жеводан охватил ужас.
Тревога населения достигла таких масштабов, что правительство направило для поимки зверя отряд драгун под командой капитана Жака Дюамеля. К несчастью, усилия солдат были обречены на неудачу, хотя онц и истребили в местных лесах почти сотню волков. В декабре, когда драгуны закончили свою работу, жители были уверены, что опасность устранена.
Едва отряд покинул этот округ, огромный волк совершил новое нападение.
Смерть настигла мальчика семи лет, который был жутко истерзан зверем.
Через несколько дней жертвой зверя стал пастух, и до конца года еще две девочки были убиты и частично съедены волком. Легко представить панику, которая охватила население.
В начале января следующего года поступили сообщения о нескольких новых жертвах, и войну зверю объявила церковь. Сам епископ провел молебен за безопасность жителей, но несмотря на эти духовные меры, волк продолжал террор. В течение последующих дней он убил еще нескольких женщин и девочек, и страх перед ним распространялся по мере того, как зверь расширял зону своей деятельности, посещая все новые деревни, разбросанные вокруг.
В середине января огромный волк набросился на группу детей, игравших у деревни Виларе. и сцапал самого маленького. Но он не принял в расчет отваги его друзей: трое старших ребят, схватив камни и палки, накинулись на зверя, заставили его бросить жертву и обратиться в бегство. Хотя волк покусал этих маленьких храбрецов, жизнь младшего ребенка была спасена.
Для жителей это была первая победа и пример для подражания. Волк же, некоторое время опасавшийся групп людей, вскоре загрыз и частично съел девочку двенадцати и подростка четьфнадцати лет. Как уж отмечалось, объектами жуткой деятельности этого существа до сих пор были в основном женщины и дети, но вскоре волк, видимо, шил еще раз сменить тактику. Произошел случай довольно страшный, но очень важный: несколько принимавших в нем участие человек смогли дать ясный и связный отчет о случившемся и подробно описать я^вотное. Волк напал на трех сельскохозяйственных рабочих средь бела дня. К счастью, у них были железные вилы, и они не ударились в панику. Люди старались проткнуть зверя вилами, а он пытался добраться до их горла. Через некоторое время волк убежал. Рабочие же сообщили властям, что волк был большим взрослым животным с грубой рыжеватой щерстью, нападал он в горизонтальном положении, а потом вставал на дыбы, как лошадь, и бил передними лапами. Удачливость этих людей и мстительность их обидчика можно оценить по тому факту, что за несколько дней, прошедших после его столкновения с работниками фермы, этот зверь загрыз двух женщин и ребенка.
От ужаса, который нагнал волк за несколько месяцев своими злодеяниями на жителей, они решили устраивать облавы. В одной из них участвовало около тысячи человек. Хотя в лесу вспугнули и убили несколько больших волков, ко всеобщему разочарованию, ни один из них не напоминал людоеда. То, что все усилия оказались напрасными, стало ясно в начале февраля, когда очередной жертвой стал молодой парень. Он был жестоко изранен, но остался жив благодаря своей собаке, которая, защищая хозяина, с невероятной-отвагой набросилась на волка и заставила зверя бросить добычу. Затем, в середине марта чудовище разорвало на части девушку. Стало очевидным, что дело принимает серьезный оборот. Вести о людоеде достигли Парижа, и Людовик XV приказал принять немедленные меры в отношений людоеда из. Жеводана.
Начались поиски отважного человека, способного перехитрить волка.
Выбор пал на знаменитого в .то время охотника Филиппа Доневаля. В Нормандии он убил свыше тысячи этих зверей. Получив приказ короля, Доневаль немедленно отправился в Жеводан. С ним были его сын, помощники и самые сильные и надежные собаки.
А люди продолжали погибать. Весной пропало еще несколько детей. Тем временем, Доневаль с сыном начали действовать и, прочесывая территорию, уже убили двадцать волков, но людоеда среди них не было.
Особый оттенок этим зверствам придавала одна странная черта зверя из Жеводана, а "именно - выбор добычи. Волк мог почти всегда задрать овцу или корову, но он этого не делал. Он подстерегал человека и набрасывался на него, хотя это было сопряжено с серьезной опасностью, грозившей самому волку. Это очень странное обстоятельство, и оно не может быть объяснено даже с помощью современных знаний.
Волк, становившийся все более дерзким, однажды напал на всадника, который ехал по дор"оге в направлении одной из местных деревень. Зверь выпрыгнул из чащи: вылетев из седла, человек все же сумел отбиться от волка, вскочить на лошадь и спастись. Прошел целый год со времени первого нападения этого хищника на человека. И словно в ознаменование этой годовщины в начале июня недалеко от Аморни волк в очередной раз загрыз девушку.
Другая 'девочка спаслась, вскарабкавшись на утес, возвышавшийся около дороги. Родители нашли ее лишь через три дня. К этому времени рассудок ребенка помутился.
Нападения на детей продолжались в течение нескольких последующих недель и достигли такого масштаба, что можно было говорить о резне.
Теперь уже ло очевидным, что Доневаль потерпел неудачу. Требовались более эффективные меры.
Следующий выбор короля пал на лейтенанта Антуана де Ботера, опытного и грамотного офицера. Он начал с того, что попросил у вельмоя^ их лучших охотничьих собак. Набрав свору, лейтенант отбыл в Жеводан с великолепными гончими и отрядом загонщиков. И через две недели, в начале августа, он сменил Доневаля с сыном. Охотники не скрывали своих сомнений в том, что королевский лейтенант будет удачливее их.
Словно выражая свое презрение к новому врагу, огромный волк нанес очередной удар. Сперва он загрыз старую женщину, сидевшую за прялкой.
За несколько следующих недель прожорливый зверь с чудовищной жестокостью загрыз еще пятерых детей и молодую женщину - казалось, он бросил вызов.
Естественно, что местные жители очень обрадовались, когда в конце августа лейтенанту Ботеру и его охотникам удалось подстрелить гигантского волка. Это действительно был самый большой волк, которого лейтенант когдалибо видел. У него был чрезвычайно длинный хвост, соответствующий описаниям очевидцев, видевших зверя из Жеводана, а в волчьем животе было обнаружено несколько полос красной материи, свидетельствующих о том, что этот волк ел людей. Нападения на людей тились. Его величество поздравил и наградил лейтенанта Ботера и его людей. Но тем временем уже писалось зловещее и трагическое послесловие к этой истории. Выждав время, хитрый убийца - после значительного перерыва - напал опять.
Начался декабрь, и несчастные жители Жеводана поняли, что они по-прежнему находятся во власти неумолимого и безжалостного врага.
Очередной жертвой зверя стал молодой человек, затем последовали одна за другой смерти двух девочек. А весной следующего года стало очевидным, что волк-людоед активнее, чем когда-либо. Волк настолько осмелел, что в поисках беззащитных жертв стал подходить очень близко к домам. В конце марта он утащил мальчика восьми лет, игравшего возле дома, и обезумевший от горя отец, отправившийся на поиски своего ребенка, нашел его растерзанные останки в полутора киломатрах от дома.
Следующей жертвой стал старик, и хотя он был жестоко изранен, ему повезло, поскольку вмешательство проходящего мимо жителя спасло ему жизнь.
Затем на некоторое время наступило затишье, а в самый разгар лета нападения возобновились. Зверь закрыз еще двух детей, пасших овец, и грустный перечень кошмарных нападений пополнялся до осени. Жители снова решили принять отчаянные меры для -уничтожени страшного га. Они, например, раскладывали отравленную пищу, которой мог бы заинтересоваться волк. Это вполне могло помочь в борьбе с каким-нибудь заурядным животным, но огромный волк был слишком хитер, чтобы попасться на такую немудреную приманку. Крестьяне расставляли ловушки и капканы, но они оставались пустыми...
И все же избавление было близко. Местный аристократ, маркиз д'Апше, потеряв надежду на помощь короля, решил организовать несколько облав на людоеда. Местные жители с энтузиазмом откликнулись на призыв маркиза. Во вр^мя одной из облав охотник по имени Жан Шастель находился в лесу недалеко от местечка Сон д'0вер. Время уже перевалило за полдень. Вдруг раздался треск и на лужайку выскочил гигантский волк. Быстро прицелившись, Шастель спустил курок, и зверь рухнул, конвульсивно задергав лапами. Охотник с волнением подбежал к трупу и, к своему великому восторгу, увидел, что это необычный волк. Было похоже, что наконец-то охотникам повезло и они убили людоеда. Рассматривая зверя, охотники убедились, что волк был действительно огромный. Мех его имел отчетливый -рыжеватый оттенок. И, наконец, когда животное вскрыли, в его желудке обнаружили фрагменты плечевых костей девочки, погибшей накануне.
Жители воздали должное Шастелю, они собрали деньги (достаточно значительную сумму) и передали их человеку, шему Жеводан от напасти, терзавшей его более двух лет.
За этот период ужасной смертью погибло более шестидесяти человек и много жителей было искалечено или сильно изранено. Зверь, застреленный Шастелем, был людоедом, этого нельзя отрицать, поскольку со смертью волка нападения немедленно прекратились.
Но многое в этой истории осталось неясным. Откуда у этого зверя, если во всем виноват он один, такая невероятная хитрость, и каким образом ему удавалось избегать всех ловушек, спасаться от облав, проводящихся на больших территориях и организовываемых знаменитыми и опытными охотниками на волков? А. КУЗОВКИН, Н. НЕПОМНЯЩИЙ.
Чудеса Тайны Открытия Юбилейный выпуск,1991 |