По мнению учёных, решающую роль при переходе от обезьяны к человеку сыграла способность передавать свои знания другому и склонность делиться с другими результатами своего труда.
Читая про обезьян, не устаёшь удивляться их сообразительности: они используют орудия труда, они живут сложноорганизованными сообществами, в их мозге заложена возможность развития языка. Но вслед за этим возникает вопрос: а в чём тогда причина их отличия от нас? (В том, что мы решительно отличаемся даже от самых высокоразвитых обезьян, никто как будто не сомневается.) Чего именно нет у обезьян и что такое есть у человека, что позволило ему в итоге вырваться вперёд в эволюционной гонке? Использование орудий труда? — Так ими могут пользоваться и обезьяны, и даже изготавливать их. Увеличение размера мозга? — Но это не ответ: необходимо знать, какие именно изменения в поведении это за собой повлекло.
Группа исследователей из Великобритании, Франции и США под руководством Кевина Лаланда из Университета Сент-Эндрюс (Великобритания) поставила необычный эксперимент, который позволил сравнить одновременно когнитивные и социальные навыки сразу у нескольких видов приматов. В эксперименте участвовали дети 3–4 лет, шимпанзе и капуцины. Детей и обезьян разбивали на группы, каждой из которых предлагали пройти задание: добраться до цветных стикеров (или, в случае обезьян, до еды), лежавших в стеклянном ящике. Хитрость была в том, что ящик имел сложноустроенную дверь. На первом этапе дети и обезьяны должны были просто отодвинуть дверцу в сторону. На втором задание усложнялось: чтобы дверь двигалась дальше, нужно было нажать на две кнопки. Наконец, на заключительной стадии следовало не только нажать на кнопки, но и повернуть круг, похожий на наборный диск телефона.
Спустя 30 часов в группе шимпанзе только одна обезьяна смогла справиться с заданием. У капуцинов успехи были ещё хуже: через 53 часа лишь две обезьяны смогли пройти два первых этапа, а до конца не дошёл никто. Численность групп у обезьян варьировалась от 8 до 32 особей. И — огромная разница! — в большинстве детских команд через 2,5 часа были уже как минимум двое справившихся с заданием целиком, при этом все остальные успешно закончили борьбу со второй, «кнопочной» стадией.
Чему здесь удивляться, верно? Мы и так знаем, что обезьяны глупее. Но в том и смысл эксперимента, что учёным удалось увидеть, чем мы берём. Как пишут исследователи в журнале Science, дети достигли успеха благодаря трём факторам. Первый: знающие объясняли незнающим; те, что прошли задание, показывали другим, как его выполнять. Второе: дети, глядя на товарищей, копировали их действия. Наконец, третье: получившие награду — цветные стикеры — делились с теми, кто не сумел дойти до конца, создавая у них мотивацию постараться ещё раз. Известно, что шимпанзе могут копировать действия друг друга, но в ходе эксперимента ни одна из обезьян не пыталась научить другую и даже не думала разделить свою добычу.
На каком-то этапе эволюции человек оказался способен активно использовать социальные связи для культурного обмена. Опыт, технология, знания распространялись по всей популяции. И если у обезьян появлялась пара-тройка особо выдающихся «умов», то они так и оставались выдающимися, но одинокими экземплярами, в то время как у человека прочие члены группы активно усваивали «передовые достижения культуры». Изрядно огрубляя, можно сказать, что развитие человека подтолкнули вперёд внезапно проснувшиеся в нём педагогические способности. Благодаря получившемуся сплаву эволюции биологической и эволюции социальной человек и стал тем, кем он стал.
http://science.compulenta.ru/664672/ |