Под луной замаячил справа сутулый, чутко присевший снежный человек алмасты — но этот перебросками во времени не занимался и вряд ли сам знал точно, в каком времени живет. Для ученых он был загадкой, для читающей публики сенсацией, а для местных жителей — неопасной вонючей тварью, обитавшей поблизости с незапамятных времен и потому столь же привычной, как закат или понос. Белые люди в военной форме поначалу принимали его за алкогольную галлюцинацию, но потом тоже пообвыклись, если не считать озверевшего от безделья особиста, полагавшего здесь замаскированные китайские происки(С) А.Бушков. Рыцарь из ниоткуда
Снежный человек...Известный в ряде удаленных друг от друга мест как йети, сасквач, бигфут, алмасты, каптар, куль, мише-адам...
В 1959 году в предисловии к одному английскому научному изданию советский академик Сергей Обручев писал: "Можно считать установленным, что в альпийской зоне Гималаев обитает какой-то крупный примат, более высоко организованный, чем живущие ныне человекообразные обезьяны". И ведь эти слова принадлежат ученому с мировым именем, меньше других склонному верить всяким байкам... Серьезные исследования и газетные "утки". Следы разной степени четкости и фильм Паттерсона, который так толком и не смогли опровергнуть. Фольклор местных жителей и рассказы туристов и охотников...
Можно понять скепсис вокруг американских свидетельств - ведь нередко люди надеятся приобрести славу и внимание со стороны репортеров. Но о какой известности и славе приходится говорить вот в этом случае - "Осенью 1845 года,промышленники остяк Фалалей Лыкысов и самоед Обыль убили в урмане (в лесу - В. М.) необыкновенное чудовище: постав человеческий, росту аршин трех, глаза - один на лбу, а другой на щеке, шкура довольно толстой шерсти, потоннее собольей, скулы голыя, у рук вместо пальцев когти, у ног пальцев не имел, мужского пола. Отставной урядник Андрей Шахов послал об этом 16 декабря 1845 года доношение в Березовский земский суд".
Это существо называют разными именами в зависимости от географического положения региона наблюдения или легенды. В Непале известны три типа снежного человека: очень большой йети, являющийся вегетарианцем, исключая случаи, когда недостаток пищи заставляет его становиться всеядным, а меньшая его разновидность — агрессивная и плотоядная. Встречается и существо, часто зовущееся ракши-бомпо (Rakshi-Bompo), довольно вредное, нападающее на посевы, но быстро убегающее при приближении людей. Ракши-бомпо, возможно, получил свое имя от зверя, о котором есть упоминание в индийской эпической поэме «Рамаяна». Эта поэма III—IV веков содержит отрывки, говорящие о существовании демонов по имени Ракша (во множественном числе — Ракшасы). В различных областях Гималаев йети зовется банг (Bang), бангйакри (Bangjakri), бан-ванас (Ban Vanas) и ван-манас (Van Manas) вместе с рядом других имен. В настоящее время известно огромное количество имен, под которыми «дикий человек» известен в разных районах мира.
Западная Азия и Закавказье:Сэирим (древнееврейское), биабан-гули, каптар, гулейбаны (самцы) и вильможин (самки), меше-адам (Азербайджан), ткис-каци (Грузия), очокочи (Мингрелия) и абнауаю (Абхазия).
Центральная Азия:Алмас, албасты, гересун-бомбершэ, зерлег хун, кумчин горугосу (Монголия), аламас, хун-гуресу, ксы-гыик (Джунгария), гульби-яван, галуб-яван, гулиб-ябон (Памир), адам-джапайсы, киик-кши (Киргизия), наснас (Таджикистан), дэв, гуль, одами-явои (Тянь-Шань), яво-хальг, ябалык-адам, явой-адам (Синьцзян), киик-адам (Юж. Казахстан), моержин (дунгане).
Китай:Е-жэнь (Хубэй, Гуйчжоу), жэнь-сюн (Шэньси), фэйфэй. Тибет и Южная Азия:Йети, йе-ти, йе-те (Непал), ми-те, ми-те, ми-ге, самдья, озодрашин (Тибет), ванманас (Кашмир), барману (Пакистан), оранг-пендек, седапа, синдаи (Индонезия). Сибирь и Дальний Восток:Чучуна, кучуна, мулена, хээдьеки, абасы (Якутия), килтаня, мирыгды, тэрык, гиркычавыльин, арынк, арыса, рэккем, джулии (Чукотка).
Из всех перечисленных по меньшей мере алмас (он же албасты, алмасты и прочие производные) и дэв — это не обозначение йети, а просто «злобный дух», вроде русского черта. Оба этих слова встречаются чуть ли не у всех народностей от Турции до Монголии, захватывая арабский и индийский мир.Представления об "алмасты" которой были в прошлом широко распространены по всему тюркскому миру. Исследуя этимологию имени этого существа, некоторые исследователи проводят параллель с именем древнемесопотамской злой богини "Алмасты".
Как утверждает азербайджанский поэт XII века Низами Гянджеви, реликтовые гоминоиды состояли у русских... на воинской службе! В своем произведении "Искендер-намэ" Низами отводит этой теме целую главу под названием "Русы выпускают в бой неведомое существо". Странный "богатырь", по словам Низами, был покрыт мехом, привязан за ногу цепью, а врагов разил огромной железной палкой. В конце главы царь Искендер ловит чудовище с помощью аркана, берет его в плен, а затем, сжалившись, отпускает в степь. Об этом - пост уважаемого
В течение 20 лет, собирая информацию о реликтовом гоминоиде, немецкий ученый Вольфганг Зиберт составил карту с ареалами распространения этого существа. По данным Зиберта, чаще всего снежного человека встречают в Гималаях. На втором месте — Памир. Приблизительно одинакова частота встреч с реликтовым гоминоидом в Забайкалье, Якутии и на Чукотке. Далее следуют Калифорния, Канада, Монголия, Кавказ..
http://svart-ulfr.livejournal.com/71084.html |