Зоологи убедились в том, что партеногенетическое размножение у позвоночных возможно не только в неволе, но и в естественных условиях обитания.
Некоторые виды прекрасно обходятся без самцов: их самки производят потомство на свет партеногенетически, то есть без участия половых клеток другого пола. Среди позвоночных партеногенез редок, в качестве примера можно упомянуть ящерицу Cnemidophorus neomexicanus, для которой такой способ размножения — абсолютная норма. Со временем, однако, стали появляться данные, что некоторые виды практикуют так называемый факультативный партеногенез, когда такой механизм размножения включается лишь время от времени. Такие данные были получены для птиц, акул, змей и ящериц, но во всех случаях это были наблюдения за пойманными животными.
Зоологам из Университета Талсы (США) посчастливилось обнаружить пример партеногенеза у позвоночных в естественной среде обитания. Исследователи отлавливали беременных самок медноголового щитомордника и водяного щитомордника и ждали, когда те родят. При этом зоологи обратили внимание на то, что у некоторых самок потомство отягощено заметными нарушениями в развитии, которые касались преимущественно самцов; нередки были случаи появления мертворождённых детёнышей. Такие аномалии могут указывать в том числе и на бесполое размножение, а потому авторы работы сравнили геномы детёнышей из таких выводков и их матерей.
Была вероятность, что эти самки рожали от генетически близких самцов, но после ДНК-анализа подозрения отпали: вероятность участия самца, по словам учёных, была исчезающее малой. Полученные результаты можно считать доказательством того, что факультативный партеногенез существует и в дикой природе, по крайней мере у двух видов змей. Правда, не совсем ясно, что заставляет самок щитомордников размножаться таким способом. До сих пор считалось, что партеногенез включается тогда, когда самки по каким-то причинам обделены самцами. Однако авторы работы особо подчёркивают, что собирали змей на территории, где обитали вполне сексуально активные самцы. Очевидно, некоторые самки отвергают ухаживания самцов или каким-то ещё образом уклоняются от оплодотворения.
Склонность змей к партеногенезу можно частично объяснить тем, что у них нет геномного импринтинга. У млекопитающих, например, развитие эмбриона зависит от генов, поступивших от отца или матери, и от того, насколько успешно гены одного родителя будут подавлять гены другого. У рептилий такое взаимоподавление для развития не требуется, и потому заниматься партеногенезом им ничто не мешает.
http://science.compulenta.ru/707309/ |