Гепарды не самые удачливые охотники: при всей колоссальной скорости, которую развивают эти кошки во время погони, добыча попадается им в 40–50% случаев, что ниже, чем у других больших африканских кошек. Чтобы объяснить эту более чем умеренную удачливость, в 1970-х была придумана остроумная гипотеза: дескать, гепарды во время погони слишком сильно разогреваются, и в какой-то момент им просто нужно остановиться, чтобы их не хватил тепловой удар.
Звучит вполне логично: достаточно самому пробежать метров пятьдесят, чтобы почувствовать повышение температуры тела. Что уж говорить о гепардах: страшно подумать, до каких градусов разогреваются эти стремительные кошки.
Однако с этой гипотезой, несмотря на всю её остроумность, придётся, видимо, распрощаться. Робин Хетем и его коллеги из Университета Витватерсранда (ЮАР) выяснили, что повышающаяся температура тела никак не мешает гепардам охотиться. Зоологи «ставили градусник» четырём диким гепардам с помощью подкожных датчиков; при этом, разумеется, учитывались и температура воздуха, и длительность погони, и другие факторы. Оказалось, что во время погони температура тела остаётся у кошек стабильной независимо от того, везёт гепарду в итоге или нет.
Температура повышалась лишь после того, как хищник прекращал погоню, однако у тех, кому удалось поймать добычу, она подскакивала в два раза сильнее, чем у неудачников. Что опять же не совпадает с «температурной теорией», по которой именно чрезвычайное, слишком сильное повышение температуры тела заставляет гепарда бросить охоту. То есть у тех, кого постигла неудача, градусы должны были быть повыше.
По мнению авторов работы, повышение температуры тела после окончания охоты происходит из-за стресса, который оказывается более сильным, чем напряжение во время погони. Ведь гепардам нужно следить, чтобы, к примеру, леопарды или гиены не отобрали добычу. Другие хищники могут «напрячь» гепардов, даже если их охота завершилась неудачей.
Температурный пик после провальной охоты, по словам зоологов, наступает у гепардов через 15 минут после погони, которая закончилась ничем, и через 40 минут, если добыча всё-таки попалась. Поскольку температурная динамика не зависит от того, едят ли гепарды или просто отдыхают, то процессы пищеварения тут явно ни при чём.
Известно, что у оленей и антилоп тоже повышается температура, когда животные чего-то боятся. Поэтому вполне вероятно, что и у гепардов температура повышается из-за стресса, возникающего на фоне ожидания конкурентов. Во время исследования один из гепардов занозил лапу, а потому питался тем, что добыла его сестра. И вот что удивительно: бегать гепард не мог, а температура у него повышалась точно так же, как если бы он охотился сам. Словом, всё дело, по-видимому, и впрямь в послеохотничьем стрессе.
Ну а вопрос о том, почему гепарды охотятся не слишком удачно, пока не имеет ответа. Возможно, тому причиной охотничья тактика, которая уступает приёмам, к примеру, львов и леопардов.
http://compulenta.computerra.ru/chelovek/biologiya/10008093/ |