Африканские саванные слоны отличаются необычайно растянутым периодом детства, и в этом отношении напоминают людей. До четырехлетнего возраста слоненок кормится молоком матери, но и после окончания этого периода долгие годы сохраняет с родительницей тесную связь, даже если у нее появляется другой детеныш.
Естественно, будучи умными животными с прекрасно развитой памятью, слоны тяжело переживают потерю других слонов, особенно это касается потери матери. Мало того, что у «молочного» слоненка немного шансов выжить (хотя есть твердую пищу слоны начинают довольно рано и к двухлетнему возрасту могут полностью на нее перейти), высокий уровень стресса приводит к многочисленных физиологическим нарушениям и делает животное легкой добычей для хищников.
Однако грустную судьбу осиротевшего слона может изменить жизнь в тесной семейной группе, где у него будет много товарищей того же возраста. Чтобы это выяснить, ученые на протяжении двух лет собирали образцы помета слонов в Кении и измеряли количество в них метаболитов глюкокортикоидов — продуктов распада глюкокортикоидных гормонов, которые выделяются надпочечниками в ответ на стресс.
Изучив 492 образца, исследователи пришли к выводу, что концентрация метаболитов глюкокортикоидов в помете неосиротевших и осиротевших, но оставшихся в семейной группе слонов одинакова, при этом она ниже у тех животных, которые жили вместе с другими слонами того же возраста. Иначе говоря, общение со сверстниками было для сирот эффективным «лекарством от стресса», что позволило им благополучно пережить непростой период жизни.
Полученные данные не только подчеркивают важность семейных отношений для африканских слонов, но и могут помочь в составлении программ по выращиванию сирот и возвращению их в дикую природу. Теперь, понимая важность общения со сверстниками для лишившихся матерей детенышей, защитники природы смогут формировать из осиротевших животных одновозрастные группы, которые затем будут вместе выпускать на волю.
https://naked-science.ru/article/biology/orphan-elephants |