Экологи продолжают убеждать общественность в том, что безопасных пестицидов не бывает. В статье, появившейся в журнале PNAS, Михаил Бекетов из Центра исследований окружающей среды имени Гельмгольца (Германия) вместе с коллегами описывает, как использование инсектицидов отражается на беспозвоночных, связанных с реками, ручьями и прочими поточными пресноводными водоёмами (тут имеются в виду не только сугубо водные виды, но и те, у которых часть жизни проходит под водой, к примеру, стрекозы).
Такие исследования уже проводились, но сейчас экологи впервые попробовали оценить изменения в биоразнообразии на довольно большой территории. Они проверили, как чувствуют себя позвоночные в шестидесяти трёх ручьях и реках на территории Германии, Франции и Австралии. Все водоёмы были разделены на три категории: (1) незагрязнённые, (2) слабозагрязнённые и (3) сильнозагрязнённые. В водах категории №3 беспозвоночных оказалось на 42% меньше, чем в незагрязнённых, если дело было в Европе, и на 27% меньше, если в Австралии.
Экологи подчёркивают, что биоразнообразие снижалось даже в том случае, если уровень загрязнения признавался надзорными органами допустимым. А это значит, что надо либо пересмотреть действующие нормы, либо признать, что безопасных доз инсектицидов просто не бывает.
В другой статье, опубликованной в Journal of Applied Ecology, Дэйв Гулсон из Университета Стирлинга (Великобритания) анализирует данные, касающиеся вредного воздействия на окружающую среду неоникотиноидов. Недавно эти инсектициды были запрещены, так как оказалось, что они, кроме вредителей, убивают ещё и пчёл.
Г-н Гулсон обращает внимание на то, что эти вещества также уничтожают навозных червей (один из видов дождевых червей). О пользе почвенных червей рассказывать не надо, об этом известно ещё со времён Дарвина. Но если на поле используются неоникотиноиды, земля рискует остаться без червей: инсектициды имеют свойство накапливаться и убивать тех, в чей желудок они попадают. Навозные черви, кстати, не единственные жертвы — серые куропатки погибают, съев всего пять растительных семян, обработанных неоникотиноидами.
Обе работы говорят о том, что экологические надзорные организации должны, что называется, мыслить шире: например, понимать, что инсектициды влияют не только на тех, против кого их непосредственно разрабатывали, но и на многие другие виды, подчас весьма и весьма полезные, живущие за пределами сельскохозяйственного поля.
http://compulenta.computerra.ru/zemlya/ekologiya/10007381/ |