Хотя происхождение слова «обезьянничанье» пояснять не надо, долгое время считалось, что только дети (или, скажем, человекообразные приматы вроде шимпанзе) могут учиться, повторяя что-то за другими.
Эксперименты зоологов из Сент-Эндрюсского университета (Великобритания) с мартышками верветками опровергают эту точку зрения.
За обезьянами наблюдали в естественных условиях, в заповедниках Южной Африки; сам же эксперимент был довольно прост: животным давали что-то вроде стакана с крышкой, в котором было угощение. Чтобы добраться до него, нужно было удалить крышку.
В большинстве случаев обезьяны брали предмет в руки и зубами пытались снять крышку. Однако в одной группе животных была самка, которая нашла альтернативный способ: держа стакан в одной руке, другой она снимала крышку. Через какое-то время уже вся группа использовала найденное «ноу-хау». Наконец, в ещё одной группе нашёлся самец, который придумал дёргать за верёвку, привязанную к крышке. И этот способ тоже довольно быстро разошёлся среди остальных членов сообщества.
Тут следует подчеркнуть, что «обезьянничали» только непосредственные члены группы — те, что видели чужие манипуляции с предметом. За пределы группы технология не выходила, зато внутри приобретала поголовную популярность.
Следовательно, делают вывод зоологи в статье, появившейся на сайте PLoS ONE, не только люди, но и обезьяны могут обучаться, глядя на других, перенимая чужие манипуляции и движения тела. Эти результаты, безусловно, должны повлиять на наши представления о том, как развивались когнитивные способности у приматов. И, кроме того, можно сказать, что глагол «обезьянничать» наконец получил научное обоснование.
http://science.compulenta.ru/714413/ |